Інтерв'ю

Владислав Балинский: в Одессе очень высокие показатели загрязнения воздуха

Когда Одесса только формировалась, как город, улицы планировали таким образом, чтобы ветер продувал их с моря. Сейчас же о многих районах города происходит застой воздуха и накопление вредных веществ — в том числе, из-за стихийной застройки Одессы. Такие изменения могут привести к плохому самочувствию горожан и в будущем вызвать серьезные заболевания. Почему наш город из года в год оказывается на верхушке антирейтинга мегаполисов Украины с самым грязным воздухом, ElitExpert узнал у одесского эко-активиста, главы ОО «Зеленый лист» Владислава Балинского.

— Владислав, может ли в Одессе повториться «Лондонский смог» 1952 года, когда антициклон принес безветренную погоду и загрязняющие вещества повисли над городом, образовав толстый слой смога? Всего 4 дня застойного воздуха в том году привело к гибели 12 тысяч лондонцев. Ваши коллеги-экологи бьют тревогу, что подобное может произойти из-за хаотичной застройки Одессы, работы порта и выхлопов транспорта.

— Нам не стоит ориентироваться на чужие катастрофы, потому что между состояниями «клиент жив» и «клиент мертв» целый ряд граничных промежуточных состояний. Сейчас период пандемии и эти состояния влияют на здоровье людей, особенно, на чувствительных людей к таким изменениям. Это как раз люди младшего возраста или пенсионеры, люди с заболеванием органов дыхания и те, что больше подвержены риску вирусным заболеваниям.

Но что касается катастроф, подобных лондонской, то, скорее всего, нет, потому что Одесса находится на берегу моря и здесь, хоть и не сильно, но всё же выражены бризовые явления, которые перемещают воздушные массы. Но тем не менее, смоги бывают продолжительными и у нас — я имею ввиду осенне-весенние. Они как раз очень негативно влияют на органы дыхания.

Как одесситы могут узнать, в каком состоянии находится городской воздух? Ведь результаты лабораторных исследований часто показывают, что загрязнение воздуха в центре Одессы превышает норму в 2 раза. Ситуация в других районах ненамного лучше.

— — Если смотреть на показатели, то Одесса и вправду относиться к наименее успешным по экологии городам в Украине. Казалось бы, что Одесса – город без явно выраженной промышленности, но здесь очень высокие показатели по многим химическим загрязнителям. У нас есть риск что-то проглядеть, поскольку мониторинговые станции показателей воздуха практически отсутствуют.

Сейчас есть мобильное передвижное устройство, купленное городом еще 10 лет назад. Но это устройство уже устарело, и оно не является доступным публично. А современные городские станции мониторинга должны быть направлены на то, чтобы любой человек мог узнать онлайн состояние воздуха и делать свои выводы – выходить или не выходить на улицу. Или же п менять место прогулок в зависимости, например, от направления ветра.

Если ли информация о том, какой реальный уровень загрязнения воздуха портовой перевалкой?

— Есть отдельные исследования, которые проводились в Одесском экологическом университете, в Николаеве, в профильных институтах Минприроды о влиянии портовой деятельности, перевалке сыпучих грузов. А общую оценку никто не производил. Никто не знает, что там на самом деле происходит.

Ваши коллеги говорят о том, что на качество воздуха в том числе повлияли и застройщики, окружив город хаотичной застройкой. А это нарушает многолетние графики розы ветров, и на улицах города наблюдается очень большая загазованность.

— Вообще, прямой зависимости от застройки и качества воздушной среды не существует. Очевидно, что есть нормативы, которые учитывают ветровую нагрузку на здание, но на практике, когда учитывается изменение розы ветров, причем достаточно серьезно, особой проблемы нет. У нас зачастую для того, чтобы адаптировать городское пространство к высотным строениям, начинают изменять пространственные решения улиц, их геометрию, начинают вырубать уличные парки и скверы, потому что результатом таких построек является возникновение карманов, где нет движения воздуха и рядом же возникновение таких «коридоров!, где движение воздуха увеличивается в 3-5 раз. Сквозняки бывают такие, что даже в безветренную погоду там дует ураганный ветер. Конечно деревья этого не выдерживают. Как следствие, у нас подрезают деревья, их кронируют, якобы потому что они предоставляют опасность. На самом деле нет, это дома влияют таким образом, что возрастает такая ветровая нагрузка.

Как известно, причиной основных загрязнений в городе являются выхлопы автотранспорта. Как можно уменьшить загазованность города?

— Как раз застройка влияет на трафик автомобильного движения. Для того, чтобы всё это учитывать, необходима планировка городского пространства и стратегическое планирование, чего в Одессе никогда не было и в ближайшее время не предвидится. Здесь надо заниматься озеленением, правильной организацией транспортного движения, поощрением переходов на газ и электрические способы питания автомашин и думать о застройке с точки зрения проветривания города.

Одесская область – единственная в Украине, где за последние 10 лет количество вредных выбросов выросло почти на треть. Так что эксперты рекомендуют выходить на прогулки исключительно в парки или же гулять возле моря. Потому что дышать воздухом в центре города может быть опасно для вашего организма. А так как вредные вещества задерживаются на высоте примерно одного метра, то в особенной опасности находятся дети.

Отметим, что сильное загрязнение воздуха (смог) способствует развитию эмфиземы, астмы и даже главной проблеме курильщиков — хронической обструктивной болезни легких. А мелкие твердые частицы могут нарушать функцию кровеносных сосудов и ускоряют кальцификацию артерий.

Коментарии

Последние

Найактуальніші новини та аналітичні матеріали, ексклюзивні інтерв'ю з елітою України та світу, аналіз політичних, економічних та суспільних процесів в країні та за кордоном.

Ми на мапі

Контакти

01011, м. Київ, вул. Рибальська, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

To Top