Море и порты

Сорвать аукцион или разделить имущество по закону: варианты решения проблемы приватизации Усть-Дунайского порта

Усть-Дунайск

В последние месяцы портовый пункт «Килия», Усть-Дунайского порта Одесской области, приковал к себе внимание через юридический спор между государственными и частными структурами. Остроты ситуации добавляет тот факт, что этот спор, учитывая важность работы морских и речных портов страны в условиях войны, оказывает непосредственное влияние на экономическую и социальную ситуацию в южном регионе Украины.

Как мы уже сообщали в прошлом материале, на территории портового пункта «Килия» работают три портовых оператора: ГП «МТП «Усть-Дунайск», ООО «Краншип» - группы компаний «Трансшип» и ООО «Зерновой терминал Килия» (ООО «ЗТК»). К сожалению, в момент продажи порта Фондом госимущества Украины, должного согласования между предприятиями проведено не было.

Стартовая цена лота (60 млн. гривен) во время торгов выросла более чем в три раза, поэтому победитель, винницкая компания «Эликсир Украина», купила порт у Фонда госимущества (ФГИУ) за 201 млн грн. Фактически же покупателю пришлось заплатить почти 250 млн. грн, учитывая НДС и 3% Prozorro.

Однако из-за того, что ФГИУ не провел корректное распределение имущества перед приватизацией порта, а стратегические объекты портовой инфраструктуры, которые не должны были попасть на аукцион, были включены в список приватизации, сразу же после аукциона покупатель столкнулся с большими проблемами и невозможностью оформления приобретённого объекта.

Согласно открытым источникам, имущественный комплекс порта разделен между ФГИУ и ООО «Морской порт Дунай Килия» (ООО «МПДК»). При этом 94/100 доли находятся на балансе ГП «МТП «Усть-Дунайск», а 6/100 - в собственности ООО «МПДК» и в аренде ООО «ЗТК». Важно отметить, что эта доля была приобретена на торгах в 2007 году и ее правосубъектность была дважды подтверждена судебными решениями. (Решение Килийского районного суда от 2007 года и решение Хозяйственного суда Одесской области 916/2514/21).

Тем не менее, сложность ситуации заключается в том, что имущество ООО «ЗТК» было включено в долю 94/100 комплекса строений порта, выставленную на продажу государством, и при подготовке порта к приватизации не было исключено из Реестра прав на недвижимое имущество.

Естественно, что такое положение вещей вызвало серьезные вопросы к процедуре приватизации и регистрации имущества, в связи с чем, в настоящее время, в Хозяйственных судах Одесской области и города Киева рассматриваются судебные дела №№910/4588/23; 916/102/23; 916/186/23; 910/6314/23 об отмене аукциона, договора и приказов ФГИУ, исключении лишних объектов из Реестра, а также о распределении собственности совладельцев.

Из-за того, что имущество было «продано» Фондом неразделенным и невыделенным, смешанным с чужим имуществом, госрегистратор не имеет права перерегистрировать его на нового собственника, а вопрос передачи порта буквально завис в воздухе.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Надеясь найти справедливое и быстрое разрешение ситуации, которое учтет интересы всех участников процесса, ElitExpert опросил представителей сторон, так или иначе, вовлеченных в этот конфликт.

В частности, начальник филиала «Усть-Дунайск» госпредприятия «Администрация морских портов Украины» Владимир Швыдченко заявил, что сторонам нужно договариваться: «Почему не происходит конечный этап оформления документов? Нужно садиться и приводить в порядок те несоответствия, которые всплыли при продаже, и которые увидели соответствующие органы. Оформление документов не состоялось, потому что, наверняка, есть какие-то несоответствия некоторым нормам и законам Украины. Филиал АМПУ «Усть-Дунайск», со своей стороны, в этом плане занимает абсолютно конструктивную позицию и готов выполнить все действия, которые помогут решить эту проблему»..

Швидченко

В то же время и.о. директора ГП «МТП «Усть-Дунайск» Александр Попов отказался отвечать на вопросы СМИ и комментировать ситуацию, ограничившись стандартной отпиской на журналистский запрос.

попов

Еще один опрошенный нами чиновник, глава Килийской городской громады Вячеслав Чернявский, на территории которой расположен портопункт, считает, что корень всех бед - в том, что имущество порта не было разделено ранее. «В сложившейся ситуации, по моему мнению, им всем нужно сесть за стол и договариваться - я имею в виду всех портовых операторов или претендующих на работу в этом порту. Не выйдет договориться, тогда идите в суд и не затягивайте этот вопрос. И думаю, что государство должно включиться в решение этой конфликтной ситуации»..

Чернявский

В свою очередь, собственник компании «ЗТК» Александр Грамма разъяснил нам, как именно его компания борется за свое имущество.

«Ситуация простая: два совладельца имущественного комплекса имеют неразделенное единое имущество. И для правильной продажи ФГИУ должен был выделить свое имущество в отдельную единицу. Когда мы увидели осуществляющийся механизм приватизации, то не согласились с ним, так как здесь явно нарушаются наши имущественные права. В связи с этим, мы неоднократно обращались в ФГИУ, Минифраструктуры, ГП «МТП «Усть-Дунайск» с просьбой правильно составить пакет приватизации, но все наши запросы игнорировались. Также нами подан иск в Хозяйственный суд города Киева.

Грамма

Во-вторых, в госреестре недвижимости указан перечень объектов доли государства, составляющей 94/100 комплекса порта. Но в нем находятся принадлежащие нашему предприятию движимые объекты – ангар, подъемник и весовая. Это предмет второго судебного спора, в котором мы пытаемся эти объекты исключить из реестра», – отметил Александр Грамма.

Кроме того, адвокаты компании ООО «МПДК» отмечают, что собственники не препятствуют приватизации и не пытаются сорвать этот процесс, но в то же время не хотят, до чтобы у них отбирали принадлежащее им имущество.

«Практика Верховного суда говорит о том, что если в реестр недвижимости внесены объекты, которые не должны там находиться, а владельцем указано другое лицо, то такая собственность подлежит истребованию. Именно это и происходит сейчас - собственники просят истребовать свое имущество.

Что же касается выделения долей, то оно возможно лишь двумя способами - либо решением суда, либо нотариально засвидетельствованным договором. Фонд должен был выделить доли и распределить имущество», - подчеркнул адвокат ООО «МПДК» Алексей Згода.

В региональном отделении ФГИУ по Одесской и Николаевской областям в ответ на официальный запрос ElitExpert не признали вину работников Фонда в халатной подготовке порта к продаже, заявив, что процесс приватизации был полностью открытым и прозрачным, проигнорировав информацию о нескольких судебных исках против ФГИУ. «Перечень имущества, принадлежащего государству и входящего в состав объекта приватизации, подтвержден неоднократными судебными решениями», – отметили в Фонде.

ФГИУ От обл

Причиной же того, что новый собственник и поныне не вступил во владение объектом, там назвали тот факт, что «покупатель обязан получить разрешение Антимонопольного комитета Украины на приобретение в собственность акций (долей) в размере превышения 50% голосов в высшем органе управления соответствующего объекта (разрешение на концентрацию). А в силу прямого указания статьи 26 Закона Украины «О приватизации», право собственности на объект переходит к покупателю лишь после того, как АМКУ даст такое разрешение.

Антимонопольный комитет

В свою очередь, Антимонопольный комитет Украины в комментарии ElitExpert указал, что в мае 2023 года начал рассмотрение этого дела, сейчас оно продолжается, и никакого решения Комитетом еще не принималось.

ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС ПОШЕЛ

В последние дни ситуация начала сдвигаться с мертвой точки. Антимонопольный комитет, который сейчас рассматривает разрешение на концентрацию, организовал встречу всех заинтересованных сторон - с участием представителей Фонда госимущества, компании-покупателя, ГП «АМПУ» и портовых операторов. Чуть позднее аналогичную встречу по инициативе ООО «ЗТК» провел и филиал ФГИУ по Одесской и Николаевской областям.

По словам руководителя «ЗТК» Александра Граммы, позиция его компании остается неизменной и простой – не выступая против приватизации как таковой, портовый оператор не хочет, чтобы она была осуществлена за его счет: «Если у сторон есть конструктивное желание решить этот вопрос, то мы предлагаем простой и законный выход из ситуации: сначала разделить в натуре доли в имущественном комплексе порта, а уже после этого подписывать с покупателем акт приема-передачи. В таком случае все заинтересованные стороны в максимально короткие сроки нотариально урегулируют все спорные моменты, а проблема будет исчерпана навсегда. Покупатель получит именно то, за что заплатил, и не прихватит чужое имущество».

Эту позицию компании поддержали и в Антимонопольном комитете. Однако, в процессе переговоров выяснилось, что даже при формальном согласии чиновников Фонда госимущества на разделение, существует разное понимание того, как это имущество необходимо делить. В Фонде склоняются к принципу – «на тебе, Боже, что нам негоже». Однако, напомним, что в 2007 году компания приобрела у государства именно объекты, а не доли. На сегодняшний день, ООО «ЗТК» имеет первоочередное право на конкретные объекты имущественного комплекса (в частности, капитальные строения на территории порта - здание Усть-Дунайского морвокзала, офисные помещения и др.). Сейчас же они, согласно Реестру, находятся в совместной собственности у ФГИУ и ООО «МПДК» («ЗТК»), и могут стать единоличной собственностью только после того, как имущество будет разделено. Вот почему правильная трактовка понятия «имущество» так важна в данной ситуации.

Кроме того, на встрече в Антимонопольном комитете был поднят вопрос о честной конкуренции. Все портовые операторы, работающие в портопункте - ГП «МТП «Усть-Дунайск», «ЗТК» и «Краншип» - являются конкурентами и должны иметь равные возможности работать без ущемления своих прав, вне зависимости от того, кто является владельцем того или иного объекта на территории порта. Поэтому, например, недопустима ситуация, когда «МТП «Усть-Дунайск», дублируя функции АМПУ, также начинает выдавать пропуски на территорию портопункта другим операторам. Этот и другие схожие вопросы, касающиеся конкуренции, критически важны для работы порта в целом, так как нарушают нормы антимонопольного законодательства, что может стать причиной отказа от концентрации. Создаётся впечатление, что ГП «МТП «Усть-Дунайск» умышленно провоцирует ситуацию так, чтобы было больше вопросов к аукциону и торгам, что точно не способствует завершению приватизации.

На второй встрече, организованной одесским отделением ФГИУ, компании договорились о том, что покупатель имущественного комплекса порта «Усть-Дунайск», ООО «Эликсир-Украина», в ответ на вполне обоснованную претензию ООО «ЗТК» предоставит своё видение досудебного разрешения ситуации.

Такое окончание спора было бы оптимальным для всех, однако публичная позиция победителя аукциона – «приватизация прошла прозрачно и публично в соответствии с действующим законодательством Украины», – к сожалению, заставляет сомневаться в его желании решить проблему конструктивно.

Эликсир

Скорее всего, «Эликсир-Украина» не намерен ждать нотариального разделения имущества, а рассчитывает принять в пользование комплекс порта прямо сейчас, со всеми спорными моментами. И уже потом, став полноправным владельцем своей части порта, начать разбираться с имуществом «ЗТК». Однако в добросовестности и порядочности «Эликсира» партнеры из компании «ЗТК» могут сомневаться, а значит, вряд ли допустят нарушение своих прав взамен на обещание разобраться «потом».

Возможность же принять объект «чистым», с четко выделенными долями и без судебных споров, почему-то не является приоритетной для компании-победителя аукциона.

Проводя журналистское расследование, мы выяснили, что некоторые заинтересованные лица, не имеющие отношения к имущественному комплексу порта, работают на затягивание процедуры приватизации путем юридического и производственного хаоса, что также рождает новые и новые судебные дела. А потому, что дольше длится процедура приватизации, тем дольше будут наживаться на ней отдельные лица. (и об этом ElitExpert расскажет в следующих материалах).

Если наши предположения верны, приватизация имущества Усть-Дунайского порта может окончательно увязнуть в куче судебных дел и уголовных производств. Что, разумеется, невыгодно ни портовым операторам, ни покупателю, ни, тем более – государству.

Елена Овчинникова, Александр Шорохов

Чтобы всегда быть в курсе самого важного, читайте нас в Telegram

Комментарии

Сообщение от

Актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыболовная, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

К началу