Море и порты

Под угрозой экспорт: «троянский конь» в АМПУ

В портопункте «Килия» Усть-Дунайского порта разгорается новый скандал. Госпредприятие «Администрация морских портов Украины» (АМПУ), вопреки государственным и экономическим интересам, пытается выгнать из порта лидера по перевалке грузов - ООО «Зерновой терминал Килия» (ЗТК).

ElitExpert тщательно разобрался в текущей ситуации, чтобы узнать, кому выгодно сложившееся положение дел.

НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

По словам источников в порту, в последнее время создается впечатление, что АМПУ превратили чуть ли не в частую лавочку по борьбе с конкурентами, а речь может идти как о пособничестве в недобросовестной конкуренции, так и о прямом нарушении антимонопольного законодательства. Кроме того, источники не исключают и возможности наличия у руководства АМПУ признаков личной заинтересованности в ситуации, что, в свою очередь, наталкивает на мысли о возможных коррупционных договоренностях частных лиц с руководством Администрации...

Разберем ситуацию подробнее. До января 2024 года в портопункте «Килия» Усть-Дунайского порта работали три портовых оператора: ГП «МТП Усть-Дунайск», ТОВ «Краншип» (часть группы компаний «Трансшип» скандально известного Андрея Иванова), и ТОВ «Зерновой терминал Килия». При этом ГП «МТП Усть Дунайск» с декабря 2023 года не ведет свою деятельность и через несколько месяцев будет ликвидировано по условиям приватизации порта.

Таким образом, с января 2024 года, когда ГП «АМПУ» решило расторгнуть договор с «ЗТК», в порту, по сути, мог остаться только один оператор – «Краншип». Не согласившись с расторжением договора, руководство «ЗТК» начало жаловаться во все инстанции, после чего, в ответ на эти действия, АМПУ быстро ввело в порт компанию «Вимексим Логистик».

По информации наших источников в портопункте, компания «Вимексим Логистик» аффилирована с ТОВ «Эликсир Украина» - новым владельцем части порта «Усть-Дунайск», и была создана специально для замены портового оператора ООО «Краншип», которого в СМИ неоднократно обвиняли в работе на Россию. Таким образом, решается проблема монополии «Краншипа» и создается искусственная конкуренция - но без «ЗТК».

И все бы ничего, — конкуренция полезна бизнесу, — если бы ситуация с появлением нового оператора не имела бы подводных камней.

Сразу после того, как без всяких оснований или объяснений с «ЗТК» был расторгнут договор, компания обратилась в Администрацию морских портов Украины (АМПУ) с заявлением на заключение нового договора.

Это произошло еще 8 января 2024 года, однако спустя почти полгода ответа от АМПУ так и не последовало. Государственный монополист уклоняется от принятия решения, ссылаясь на отсутствие ограниченных сроков рассмотрения заявки. При этом, по утверждению юристов компании «ЗТК», АМПУ, понимая, что не может законно отказать в заключении договора предприятию, которое полностью соответствует критериям портового оператора – совершает противоправную бездеятельность. Этим, кстати, кроме ущерба государственным интересам (развитие порта, получение прибыли), АМПУ нарушает и право «ЗТК» на получение услуг государственной монополии.

А пока оператор продолжал ждать хоть какой-то реакции на свое обращение, АМПУ успело и принять заявление от «Вимексим Логистик» и рассмотреть его, и даже оперативно заключить с ним договор, минуя все стандартные процедуры. Получается, что активного оператора «ЗТК», лидера по перевалке в порту и аффилированного с одним из совладельцев этого же порта – блокируют, но при этом оперативно подписывают договор с предприятием, не имеющим опыта работы, грузопотока и портовых средств, с уставным капиталом в 100 тыс. грн.

Эти обстоятельства позволяют предположить, что используя АМПУ в качестве административного ресурса, происходит попытка «украсть» грузопоток «ЗТК» в пользу портовых операторов «Вимексим Логистик» - «Краншип». При этом, совершенно непонятно, почему АМПУ пытается использовать свои полномочия для давления на частный бизнес.

ЛИДЕР ПЕРЕВАЛКИ

При этом «ЗТК» обладает всеми законными основаниями для ведения деятельности в порту; более того, компания является совладельцем портопункта «Килия», располагает необходимой портовой инфраструктурой, недвижимостью и механизацией, а также обширным портфелем заказов.

Тем не менее, глава ГП «АМПУ» Юрий Литвин принял решение, которое кажется не только невыгодным для государственного предприятия, но и банально вредным для государства. Объясним это на фактах.

За последние два месяца компания «Краншип» не обработала ни одного судна в портопункте, а новый оператор «Вимексим Логистик» - всего одно судно за месяц. В то же время, «ЗТК» обслуживает от 10 до 13 судов ежемесячно, оплачивая в АМПУ немалые счета.

Даже просто исходя из банальной арифметики, очень странной выглядит позиция АМПУ, которая почему-то пытается вытеснить не аутсайдеров, а лидера грузоперевалки с высокой эффективностью работы и значительным вкладом в государственный бюджет.

В руководстве «ЗТК» уверены, что компанию специально ставят в условия правовой неопределенности, ожидая, что она самоликвидируется. Ведь для портового оператора прекращение перевалки означает потерю будущих заказов, и, как следствие, прекращение существования.

НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

По утверждению юристов компании «ЗТК», на данный момент АМПУ действует как монополист, активно подавляя деятельность портового оператора и отказываясь подписать договор, который они обязаны заключить по закону.

Дело в том, что Администрация морских портов Украины (АМПУ) занимает монопольное положение на рынке услуг доступа к причалам, что подтверждается ее включением в Реестр монополистов. А согласно закону «О природных монополиях», АМПУ обязано предоставлять всем операторам равный доступ к портовым услугам. Однако, похоже, они нашли способ обойти эти обязательства, создав внутренний приказ, который регулирует предоставление услуг на основании специально разработанного договора доступа к причалу. Этот маневр позволяет АМПУ произвольно решать, кому предоставлять доступ, а кому отказать - что, по мнению юристов, является явным нарушением закона.

«ЗТК», столкнувшись с отказом АМПУ продлить договор, принимает законные меры, требуя заключить новый договор, поскольку все условия с их стороны для подписания были выполнены. При этом абсурдность ситуации заключается еще и в том, что ООО «ЗТК», не желая мириться с происходящим, защищает свои права, чтобы работать и платить в АМПУ, а госпредприятие - упрямо отказывается от прибыли.

С другой стороны, АМПУ по сегодняшний день продолжает выставлять счета компании «ЗТК» на основании старого договора - и именно поэтому оператор считает, что АМПУ признало старый договор продолжающим действовать. Ведь если АМПУ по-прежнему на него ссылается, то значит, рассматривает его как действующий документ.

Сейчас «ЗТК» в законном порядке добилось запрета для АМПУ ограничивать свои услуги, что на данный момент позволяет временно сохранить законную ситуацию в порто-пункте «Килия» - в том числе, в интересах государства.

Впрочем, это - временная мера, призвана «отрезвить» представителей АМПУ и напомнить что в стране война, и действовать в интересах государства крайне важно. Тем более, порождать монополию компании, которая до сих пор имеет дела в российских портах Новороссийск и Кавказ, что точно не отвечает интересам государственной безопасности.

ВСЕ РАВНЫ, НО НЕКОТОРЫЕ — РАВНЕЕ

Оценивая ситуацию со стороны, можно заметить, что действия АМПУ, направленные на вытеснение «ЗТК» из порта, могут иметь серьезные последствия не только для компании, но и для всей страны, особенно в контексте важности экспорта зерна морем в условиях военного времени.

«Изгнание» из порта такого крупного и эффективного оператора, как «ЗТК», который обслуживает значительное количество судов и вносит большой вклад в экономику региона, может явно негативно сказаться на выполнении государственных задач по обеспечению продовольственной безопасности. Поэтому, кажется, что глава АМПУ Юрий Литвин просто стреляет себе в ногу, рискуя сорвать критически важные для страны процессы. Либо - просто запутался, до сих пор не разобравшись, с кем воюет Украина.

По словам руководства «ЗТК», компания не требует для себя никаких особых привилегий, а лишь - равных условий для всех операторов. Если правила предусматривают ограничения, то они должны применяться ко всем участникам рынка одинаково, а не выборочно.

ElitExpert намерена следить за дальнейшим развитием событий в порту.

Александр Шорохов

Комментарии

Сообщение от

Актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыболовная, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

К началу