Агро

Приватизация Усть-Дунайского порта: как Фонд госимущества «продал» чужое имущество

Усть-Дунайск

В начале 2023 года в СМИ широко освещалась информация, что в Украине, впервые в истории, продан морской порт. Событие действительно далеко не рядовое, поэтому повышенный интерес к нему со стороны прессы да и общества в целом, был вполне понятен.

За Усть-Дунайский порт, расположенный в городе Килия на реке Дунай, торговались восемь участников. Стартовая цена лота (60 млн. гривен) порта во время торгов выросла более чем в три раза, а победитель, винницкая компания «Эликсир Украина», купила порт за 201 млн грн. Фактически покупателю пришлось заплатить почти 250 млн. грн, учитывая НДС и 3% Prozorro. Новый собственник дал обязательство выплатить задолженность по заработной плате, не увольнять работников, а в перспективе - модернизировать склады, приобрести современную перегрузочную технику, расширить номенклатуру грузов и построить зерновой элеватор на 50 тыс. тонн.

Заметим, что судьба этого локального порта (самого маленького в Украине) ярко иллюстрирует известную поговорку – «не было бы счастья, да несчастье помогло». До вторжения России и последовавшей потом морской блокады Усть-Дунайский порт, как и два других дунайских порта - Рени и Измаил - не были в приоритете у инвесторов и даже стартовая сумма в 60 млн. грн. казалась бы потенциальным покупателям очень завышенной. Более того, порт еле сводил концы с концами (в 2019 году – 202 тыс. грн убытков, в 2020 год – 308 тыс.грн, в 2021-м – 222 тыс. грн.).

Однако с начала морской блокады и вплоть до начала действия в июле 2022 года «зернового коридора» именно эти маленькие порты на Дунае совершенно неожиданно спасли украинский экспорт, оказавшись единственным безопасным водным путем для украинского бизнеса. Дело в том, что порты находятся прямо на границе с Румынией, членом НАТО, а суда, выйдя из порта после перевалки, почти сразу попадают в ее территориальные воды. Поэтому блокада со стороны РФ им не угрожала. В итоге по итогам 2022 года Усть-Дунайский порт и действующие на его территории портовые операторы увеличили суммарный грузооборот в 12 раз (!) - с 64 тыс. тонн в 2021 году до 785 тыс. в 2022 г. Такие цифры стали рекордом за все время независимости Украины, а отсюда - и повышенный интерес инвесторов.

Впрочем, сам аукцион был кульминационным, но не финальным этапом приватизации. Далее состоялось подписание протокола торгов, оплата, подписание договора купли-продажи, но - дальше все застопорилось. Даже сейчас, в июле 2023 года новый собственник не получил на руки акт приема-передачи объекта и, соответственно, не принял объект в эксплуатацию. В отличие от самого аукциона, нынешняя ситуация вокруг порта освещается мало, лишь «продавец» в лице Фонда госимущества (ФГИУ) туманно говорит о «препятствиях» в виде неких судебных дел.

«ElitExpert» решил выяснить, с чем связана остановка процесса приватизации, и после тщательного изучения документов стало понятно нежелание ФГИУ публично поднимать эту тему. Ведь угрозу срыва этого крупного инвестиционного проекта повлекли за собой непрофессиональные действия Фонда при подготовке объекта к приватизации. Остановимся на этом поподробнее.

В состав порта «Усть-Дунайск» входит «портовый пункт Килия», на территории которого ведут свою хозяйственную деятельность портовые операторы. Целостный имущественный комплекс портового пункта находится в общей долевой собственности между ФГИУ и ООО «Морской порт Дунай Килия» (ООО «МПДК»), аффилированное с портовым оператором ООО «ЗТК», в следующих долях:

94/100 доли комплекса зданий и сооружений государственной собственности находится на балансе ГП «МТП Усть-Дунайск», а 6/100 доли комплекса зданий и сооружений находятся в собственности ООО «МПДК» и в аренде ООО «ЗТК». Эта доля приобретена на торгах в 2007 году, после чего дважды утверждена решениями суда, перепродана и не была обжалована - более того, лица, её контролирующие, не менялись с 2007 года по настоящее время.

Таким образом, публично задекларировав, что с аукциона продается весь имущественный комплекс, по сути целый порт, в действительности речь идет лишь о «продаже доли в едином имущественном комплексе». Именно так и написано в договоре купли-продажи между ФГИУ и покупателем. По сути, из-за того, что имущество было «продано» Фондом не разделенным, даже госрегистратор не имеет права регистрировать его на нового собственника.

Мы выяснили, что второй совладелец этого имущественного комплекса, компания «Зерновой терминал Килия» (ООО «ЗТК») - официальный портовый оператор, имеющий единственный в портовом пункте стационарный перевалочный зерновой комплекс. С мая 2022 года по июль 2023 года компания перевалила 200 тысяч тонн зерновых грузов и обработала около 50 судов, поэтому речь не идет о фиктивной хозяйственной деятельности. Компании принадлежит зерноперерабатывающий комплекс, весовой комплекс, погрузочно-разгрузочный комплекс, конвейерные линии, ангар, а также капитальные строения на территории порта - здание Усть-Дунайского морвокзала и офисные помещения.

Усть-Дунайск
Объекты ООО «ЗТК» на территории порта

В ООО «ЗТК» заявляют, что право собственности у компании долевое, поэтому когда стало известно о подготовке к приватизации, ООО решило выделиться в отдельное хозяйство со своим имуществом. Это можно было сделать двумя способами - либо заключить договор и провести распределение имущества в натуре, либо добиваться этого через суд.

При этом, собственники заявляют, что не препятствуют приватизации и не пытаются сорвать этот процесс, но в то же время не хотят, чтобы у них отбирали принадлежащее им имущество. Так как, по их мнению, ФГИУ незаконно выставил на торги объект, на которое не имеет целого права собственности, то компания инициировала судебные дела №№910/4588/23; 916/102/23; 916/186/23; 910/6314/23 об отмене аукциона, договора и приказов ФГИУ, а также распределения собственности совладельцев.

Похоже, что в данном деле пострадавшими являются не только ТОВ «ЗТК», но и Администрация морских портов Украины - ФГИУ выставил на продажу и принадлежащую АМПУ автомобильную дорогу, ведущую к порту, хотя согласно Закону «О морских портах Украины» она не может быть отдана в частные руки. В итоге, именно этот беспорядок в составлении приватизационных документов породил судебные иски и открытие уголовных производств.

Усть-Дунайск

С другой стороны, теперь уже ФГИУ трактует данные суды как «блокировку приватизации» и невозможность передачи порта новым собственникам, явно пытаясь скрыть собственный промах в процессе подготовке документации, тем самым уйдя от ответственности за невозможность доведения процедуры приватизации до конца. Ведь в такой ситуации Фонду действительно легче всего закрыть глаза и отмахнуться от проблемы, переложив конфликт с компанией уже на нового собственника, ООО «Эликсир-Украина».

Однако, по последней информации, победитель аукциона явно не желает на долгие годы погрязнуть в судебных дрязгах, поэтому думает отказаться от покупки из-за невозможности распоряжаться всем имущественным комплексом порта. ФГИУ, таким образом, может попасть в очень некрасивую историю, так как отмена сделки в военное время и возвращение покупателю уже оплаченных 250 млн. гривен явно станет сильнейшим репутационным ударом по Фонду. Поэтому сейчас чиновники лихорадочно «ищут крайних» - и, по-видимому, пытаются найти их в компании «ЗТК», а не собственных рядах.

Понимая, что ситуация в ближайшее время будет только обостряться, «ElitExpert» обращается с запросами ко всем участникам соглашения и контролирующим его органам с целью выяснить, как в максимально короткие сроки стороны намерены конструктивно завершить столь важный для государства проект.

Елена Овчинникова, Александр Шорохов.

Чтобы всегда быть в курсе самого важного, читайте нас в Telegram

Комментарии

Сообщение от

Актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыболовная, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

К началу