Европейские государства занялись вопросами регулирования экологической безопасности ещё несколько десятилетий назад. К примеру первая “зелёная” партия была образована в Германии в 1990-х годах. А страны бывшего Советского Союза в те времена лишь оправлялись после громкого и кризисного распада.
В то время как все институты демократического государства в странах ЕС устоялись, страны СНГ только учились жить самостоятельно, вырабатывать наиболее приемлемую систему государственного управления, наращивать экономическую мощь, выстраивать международные отношения.
Таким образом, с момента создания первых эко-движений, поддерживаемых большим количеством эко-активистов в Европе, прошло уже более 30 лет, в то время как в нашем государстве едва начинали развиваться основные демократические институты.
В данный момент вопросы о состоянии окружающей среды придвинулись к нам впритык — так как пока европейские государства вели активную политику по улучшению состояния окружающей среды, экология Украины продолжала ухудшаться.
Однако, в этой ситуации есть безусловный плюс – это накопившееся в Европейском союзе разнообразие инструментов и механизмов обеспечения экологической безопасности.
Спектр инструментов велик, благодаря чему многие государства, которые находятся в стадии разработки эко-политики, могут подобрать наиболее подходящие инструменты, адаптировать и применить в той мере, в которой это требуется конкретной стране.
В Украине вопрос о состоянии экологии стоит остро. Несмотря на существование многих фасадных элементов: отрасли экологического права, эко-организаций, пунктов приёма мусора для вторичной переработки, единой и целостной стратегии экологизации нет. Это значит, что нынешние меры введены лишь для внешнего вида, а вовсе не для достижения конкретных показателей по снижению уровня загрязнения воздуха, водоёмов, а также ликвидации свалок с большим количеством токсичных отходов.
Хронология действий при экологической политике должна быть иной. Сперва проводится оценка состояния окружающей среды, посредством которой экологи определяют действительный уровень загрязнения, определяются проблемы, требующие незамедлительного решения, а также вторичные проблемы. На основе заключения экологической экспертизы, которая включает рекомендованные показатели, должны быть приняты меры для восстановления приемлемого уровня загрязнения.
Далее необходима разработка программы экологической политики государства: основываясь на заключении экологов, экспертная группа предлагает те или иные экономические инструменты для обеспечения экологической безопасности. Это может быть эко-страхование; повышение штрафов за загрязнение окружающей среды; льготы для предприятий, которые переходят на более экологичное производство. Набор инструментов довольно велик, что позволяет выработать гибкую и восприимчивую к изменениям политику.
Однако, к сожалению, в данный момент в государстве не задан вектор эко-развития, отсутствует цель. Есть пункты приёма отходов, в некоторых городах есть пункты раздельного сбора мусора, однако комплексного решения проблемы на данный момент нет. Политика государства в эко-сфере должна включать два основных аспекта: образовательно-просветительский, экономические инструменты обеспечения экологической безопасности.
И только работа по этим двум направлениям будет способствовать органичному становлению эко-политики государства.
Мирослава Мордовец