Американская корпорация Google проиграла в Европе апелляцию по делу о штрафе в 2,4 миллиарда евро за нарушение антимонопольного законодательства. Это дело создает прецедент и обещает серьезные проблемы для других технологических гигантов.
Еврокомиссия пришла к выводу, что Google злоупотреблял своим доминирующим положением на рынке, предоставляя преимущество в поисковой выдаче собственному продукту Google Shopping в ущерб другим агрегаторам товаров.
Так, в среднем ссылка на наиболее популярный агрегатор товаров, не принадлежащий Google, оказывалась лишь на четвертой странице поиска.
Суд общей юрисдикции 10 ноября 2021 года постановил, что Google, предоставляя преимущество собственному сервису сравнения цен на товары, используя для этого специальные алгоритмы, «по существу ушла от конкуренции».
Еврокомиссия верно оценила негативные последствия от такой политики Google, решили европейские судьи.
При подаче апелляции Google настаивал, что продвижение собственного сервиса в ущерб сервисам сторонних компаний принесло пользу пользователям, но суд не нашел этому доказательств.
Таким образом, суд полностью поддержал решение Еврокомиссии, оставив в силе и назначенный ею размер штрафа.
Несмотря на будущую апелляцию Google в высшую судебную инстанцию ЕС — Суд Европейского союза, суд общей юрисдикции велел уже сейчас исправить алгоритмы, за которые его оштрафовали.
Это первое судебное решение в серии юридических споров между Еврокомиссией и Google. С 2017 года власти ЕС наложили на IT-гиганта несколько штрафов, некоторые из которых являются историческими. На данный момент сумма трех штрафов составляет более восьми миллиардов евро.
В частности, штраф за соглашение с руководством операционной системы Android, по которому Google автоматически стал единственной поисковой системой для смартфонов с данным программным обеспечением, наложенный на концерн в 2018 году составил рекордные 4,34 миллиарда евро.
Через несколько месяцев к ним добавился еще один штраф на 1,49 миллиарда евро за нарушения правил конкуренции при составлении рекламных контрактов. В Брюсселе решили, что Google незаконно препятствовал другим поставщикам в размещении рекламы в поисковых системах сервиса AdSense for Search.
То, как технологические гиганты обращаются с данными пользователей и конкурентами — основа бизнеса, и потому сегодняшнее решение является юридическим прецедентом и обещает им серьезную головную боль в Европе — на самом привлекательном для них рынке, где проживают почти полмиллиарда потенциальных клиентов с доходом значительно выше среднего на планете.