Экономика

Текущие тренды в отношениях Европейского Союза и стран Центральной Азии

Токаев

В 2022 г. отношения между Европейским Союзом и странами Центральной Азии значительно усилились. Особенно это проявилось в увеличении количества визитов официальных лиц, включая главу европейской дипломатии Жозепа Борреля и спецпредставителя ЕС из Центральной Азии Терри Хакала. Последняя дважды встречалась с президентом Казахстана Касим-Жомартом Токаевым в очном и онлайн форматах в феврале и июле прошлого года.

Токаев

Еще серьезнее стал первый саммит с участием президентов стран региона и Европейского совета, состоявшийся 27 октября в Астане. В принятом по его итогам совместном заявлении для печати участники, в частности, приветствовали институционализацию взаимоотношений между Центральной Азией и ЕС в рамках платформ высокого уровня. Они также отметили положительные результаты и важность дальнейшего сотрудничества в разных областях. А уже после этого 17 ноября в Самарканде руководители внешнеполитических ведомств провели 18-ю министерскую встречу.

Токаев

С одной стороны, это происходит в рамках реализации второй стратегии Евросоюза в Центральной Азии, принятой в 2019 году и ориентированной на максимальное продвижение интересов объединенной Европы в регионе. С другой стороны, очевидно, что свою роль в ее прошлогодней активности играют факторы происходящих в Афганистане и Украине процессов и событий. Тем более что на этом фоне в Брюсселе и столицах центральноазиатских республик все равно заинтересованы в обеспечении региональной и экономической безопасности.

Афганский фактор

Следует отметить, что одним из ключевых механизмов взаимодействия ЕС-ЦА является Диалог высокого уровня по вопросам политики и безопасности с участием представителей руководства внешнеполитических ведомств сторон. С 2013 по 2021 гг. было проведено восемь заседаний данной диалоговой площадки. Причем с 2015 г. они начали проводиться на ежегодной основе и с участием официального представителя Афганистана. Тем самым переговорный формат фактически приобрел трехсторонний характер (ЕС-ЦА-ИРА).

Восьмое заседание Диалога высокого уровня по вопросам политики и безопасности было проведено 7 июля 2021 в Ташкенте. В нем приняли участие заместитель генерального секретаря Европейской службы внешних связей Энрике Мора и вице-министры иностранных дел стран Центральной Азии и Афганистана.

Однако дальнейшие процессы в Афганистане, связанные с выводом из этой страны военных контингентов США и НАТО и восстановлением власти движения «Талибан», внесли серьезные изменения как в политику Евросоюза по Афганистану, так и в афганскую тематику в рамках взаимоотношений ЕС-ЦА. Возможно, что с учетом этого в 2022 году не было проведено очередное заседание Диалога высокого уровня по вопросам политики и безопасности.

ЕС, с одной стороны, официально не признает правительства талибов и созданного ими Исламского Эмирата Афганистана. В этой связи он сократил свое дипломатическое присутствие в этой стране. С другой стороны, Евросоюз оказывает гуманитарную помощь ее населению, предоставив на это 1 млрд евро. Он также требует от талибов соблюдения прав человека, особенно женщин, детей и меньшинств, формирования инклюзивного правительства и предотвращения угроз международного терроризма с территории Афганистана.

Токаев

В этих условиях значимость центральноазиатских стран как связующего звена между Брюсселем и Кабулом и партнеров по обеспечению региональной безопасности заметно возросла. К тому же они, кроме Таджикистана, имеют дипломатические контакты с правительством талибов.

Уже на состоявшейся 17 ноября 22 года в Душанбе 2021-й министерской встрече «Европейский Союз – Центральная Азия» верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил о том, что сложившаяся в Афганистане ситуация требует нового подхода к региональной сохранности. По итогам встречи ее участники поддержали требования ЕС к правительству талибов, выразили общую обеспокоенность региональными последствиями событий в этой стране и намерение совместной работы по их устранению.

Токаев

Наблюдается также повышение уровня взаимодействия специального посланника ЕС из Афганистана Томаса Никлассона с официальными лицами стран Центральной Азии. Прежде всего, он и его местные коллеги, работающие по афганскому направлению, провели две встречи – 23 февраля и 31 мая 2022 в Ташкенте и Алматы соответственно. Итогом этих встреч стали совместные заявления по ситуации в Афганистане. В частности, по итогам алматинской встречи ее участники призвали движение «Талибан» выполнить обязательства, взятые перед афганским народом и международным сообществом. В том числе не допускать использование территории страны как базы для размещения, финансирования или экспорта терроризма и насильственного экстремизма в другие страны.

Судя по всему, в рамках отношений Евросоюза и стран Центральной Азии выстраивается новая диалоговая площадка, посвященная обсуждению вопросов развития ситуации в Афганистане и совместных действий по реагированию на нее. Следующее заседание специальных представителей ЕС и ГА по Афганистану пройдет в этом году в Бишкеке. Очевидно, в этой связи Никлассон посетил в начале декабря прошлого года Кыргызстан, где провел встречи с секретарем Совета безопасности Маратом Иманкуловым и министром иностранных дел Жеенбеком Кулубаевым.

Украинский фактор

Начавшийся 24 февраля 2022 года вооруженный конфликт между Россией и Украиной и вызванное им усиление санкционного давления на РФ со стороны США, Великобритании и Евросоюза привели к росту геополитической напряженности, что создает серьезные риски и вызовы для политической, экономической и информационной безопасности стран Центральной Азии. Последние в этих условиях пытаются придерживаться политики нейтралитета и не допустить вовлечение себя в противостояние.

Вместе с тем, связанными в разной степени взаимоотношениями с Россией, центральноазиатские страны заинтересованы во избежании возможного попадания под прямые или вторичные санкции. В этой связи, каждая из стран предпринимает определенные дипломатические усилия в интересах сохранения конструктивных отношений со всеми участниками «войны санкций».

Наибольшую активность в этом направлении демонстрирует Казахстан благодаря твердой приверженности принципу многовекторности в своей внешней политике. Так, в ходе 11-го заседания Комитета сотрудничества «Республика Казахстан – Европейский союз», прошедшего 31 марта 2022 года в Брюсселе, участвовавшие в нем представители ЕС предоставили определенные гарантии доступа казахстанской продукции на европейский рынок, а также заверили в недопущении применения санкционных мер против страны. Всё это важно для Казахстана с учетом того, что экспорт соответствующих товаров осуществляется преимущественно через территорию и морские порты Российской Федерации.

Что касается Евросоюза, он стремится усилить свои позиции в Центральной Азии на фоне занятости России войной с Украиной. Особенно в этой связи его интересует расширение странами региона объемов экспорта своих различных товаров в Европу в обход России. В том числе речь идет о развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута и различных вариантах поставок энергоресурсов из региона. В то же время, из центральноазиатских стран пока только Казахстан использует ТМТМ, о чем свидетельствует рост за 9 месяцев 2022 года объема экспортных перевозок отечественных грузов. Республика также готова поставлять европейцам с этого года не менее 1,5 млн тонн своей нефти через нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Правда, пока не определены компании, которые будут непосредственно этим заниматься.

В любом случае, наблюдается последовательный рост уровня взаимодействия между странами Центральной Азии и Евросоюзом. В ходе 18-й министерской встречи Боррель предложил поддержать страны региона «в борьбе с проблемой дезинформации, стремящейся взорвать стабильность на местах, в информационной среде». Очевидно, что в данном случае речь идет о обеспечении информационной безопасности.

При этом ЕС в рамках своей политики в Центральной Азии отмечает финансовые инструменты, включая инвестиции европейских компаний и донорскую поддержку реализации различных социально значимых проектов. В то же время ему не хватает политических инструментов влияния вследствие географической удаленности и огромной разницы в направлениях и уровнях социально-политического развития со странами региона. Другое дело, что большой интерес самих центральноазиатских государств к расширению взаимодействия с Евросоюзом, в том числе с целью поддержания внешнеполитического баланса в отношениях с Китаем и Россией.

Комментарии

Сообщение от

Актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыболовная, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

К началу