Экспертный клуб

Уничтожение двух самолетов РФ А-50 и Ил-22 – очередной эпизод нового этапа войны в Украине – анализ Александра Коваленко

Коваленко

14 января сбит российский А-50 и поврежден Ил-22

Вечером 14 января, около 22:30 по Киеву, поступило первое сообщение о потере связи с российским самолетом ДРЛО А-50. Спустя время, примерно в 23:30, появилось аудио-подтверждение того, что пункт управления Ил-22 заходит на аварийную посадку в аэропорту в Анапе после получения повреждений. Практически сразу же в украинском информационном пространстве появились сообщения о том, что над Азовским морем был сбит российский А-50 и поврежден Ил-22. После непродолжительного ступора эту информацию стали подтверждать российские площадки, но с акцентом на том, что эти самолеты были сбиты российским ПВО.

Военно-политический обозреватель группы «Информационное сопротивление» Александр Коваленко в своем блоге изложил аналитику по поводу последствий для войны в Украине из-за потери РФ двух важных разведывательных самолетов.

15 января, в 11:40 по Киеву, Генеральный штаб ВСУ, а также командование ВСУ подтвердили уничтожение А-50 и повреждение Ил-22, по результатам проведенной в воздушном пространстве Азовского моря спецоперации, подробности которой не раскрывались. И это неудивительно.

Дело в том, что 14 января случился поистине уникальный в мировой истории войн и конфликтов случай. Одновременно были уничтожены и повреждены самолеты очень важного функционала, к тому же в глубоком тылу оккупированных территорий. Еще никогда такого не бывало. Но уникальность этой ситуации даже не в том, что сразу два самолета были выведены из боеспособного состояния, а то, что вообще теоретически было невозможно. И чтобы понимать, почему, нужно знать, что это за самолеты и где они оперировали.

Самолет А-50 – это самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления, обеспечивавший контроль воздушной обстановки и управление оперативно-тактической авиацией.

Благодаря этому самолету российские войска не только получали информацию о присутствии в воздушном пространстве Украины тактической авиации ВС ВСУ, но и узнавали о пусках ракет с украинской стороны, получали целеуказание своей тактической авиации и ракетных ударов, а также повышали дальность поражения комплексов ПВО ЗРС С- 400.

Эти самолеты производились с 1985 года, но по состоянию на сегодняшний день в России их производство отсутствует. Всего таких самолетов в составе ВКС РФ – 9, но 1 из них на бесконечной модернизации, 2 требуют ремонта, 1 получил повреждение ударным дроном радиотехнического комплекса «Джмиль» в Беларуси.

Фактически до 14 января полностью боеспособными были всего 5 самолетов А-50. Стоимость одного такого самолета оценивается в среднем в $400 млн, но с учетом их редкости и невозможности производства она намного больше, и если я скажу, что ее можно увеличить в два раза, то вряд ли ошибусь.

Самолет Ил-22 – это воздушный командный пункт со спецсвязью, самолет-ретранслятор радиосвязи армейского (фронтового) уровня, обеспечивающий стабильность управления войсками.

Производились с 1971 года, с последующими модернизациями. В настоящее время их производство в России невозможно, так как было прекращено еще в далеком 1978 году.

Всего функциональных Ил-22 разных модификаций в составе ВКС РФ – 14 бортов.

Оба этих самолета играют важную роль как в управлении подразделениями российских войск на всем театре боевых действий в Украине, так и в получении своевременной разведывательной информации. И самое интересное – это то, что именно А-50 отвечает за обнаружение ракетных угроз, которые могли бы быть опасными для этих самолетов.

Что же тогда получается, российские площадки правы, когда пишут, что это российское ПВО сбило свои же самолеты из-за якобы неработающей системы «свой-чужой»? Нет.

Российское ПВО сбило А-50 и Ил-22?

В 2023 году российское ПВО, особенно в зоне БД в Украине, действительно демонстрировало феноменальную некомпетентность. Только за прошлый год российское ПВО не раз сбивало свои боевые самолеты над левобережной Херсонской и Запорожской областями. Также они отмечались уничтожением и своих ударных вертолетов Ка-52. Но эти инциденты происходили вблизи линии столкновения, где действительно ошибки возможны. Хотя 28 сентября 2023 года истребитель Су-35С был сбит над временно оккупированным Токмаком, который в 20 км от фронта, но все же инцидент с А-50 и Ил-22 – это совсем другая локация.

А-50 и Ил-22 оперировали маршрутом над Азовским морем в 150-200 км от фронта. Причем это был их стандартный и хорошо знакомый маршрут. Ил-22, как правило, до 6 бортов, поднимались с аэродромов «Ахтубинск», «Ростов-на-Дону», «Мариновка» в воздушное пространство и пролетали над Воронежской, Ростовской, Луганской, Запорожской областями и в том числе над Азовским морем. Аналогично и А-50, как правило, до 4 бортов, поднимались с аэродромов «Ахтубинск», «Анапа» и «Крымск» и по очереди заходили на дежурство в воздушное пространство над акваторией Азовского моря.

То есть даже с неработающей системой «свой-чужой» эти самолеты и их маршруты легко узнавали операторы ПВО и принять их за некий вражеский истребитель, с совсем другими характеристиками, просто невозможно. Поэтому российская версия о своем ПВО не выдерживает критики хотя бы по этой причине. Но если это не российское ПВО, тогда возникает вполне ожидаемый и нетривиальный вопрос: чем же сбили?

Из имеющихся ПВО большого радиуса действия на вооружении у Украины есть ЗРК Patriot и SAMP/T. Наиболее дальнобойные ракеты ЗРК Patriot – это MIM-104F PAC-3 MSE (дальность 120 км) и MIM-104D/E PAC-2 (дальность до 160 км). В ЗРК SAMP/T самая дальнобойная ракета – это Aster-30 (дальность до 120 км).

С учетом указанных ТТХ маловероятно, что именно эти ракеты применялись 14 января на расстояниях до 200 км. Хотя не исключается, что заявленные ТТХ не соответствуют действительности, причем в большую сторону и какие реальные возможности у западных ракет – неизвестно.

С другой стороны, неожиданный пуск ракет MIM-104D/E PAC-2 со скоростью 1 метров в секунду или Aster-200 со скоростью полета 30 тысяч метров в секунду не оставляли никаких шансов тяжелому и неповоротливому А-1,5 и Ил-50. . избежать удара.

Не исключено, что это одна из причин, по которой российские площадки настаивают на том, что поражение было совершено российским ПВО. Они пытаются еще раз скрыть свой позор, который не смогли перехватить и противостоять западным впечатляющим средствам. Кроме того, снизить среди пилотов панические настроения. Хотя снизить панические настроения заявлением "это не украинцы, это мы сами обстреляли, случайно" - весьма сомнительный метод…

Новый этап в войне в Украине

22 декабря 2023 года в воздушном пространстве временно оккупированной левобережной Херсонской области, в районе Чаплинки, которая в 60 км от ЛБС, были сбиты сразу три боевых самолета Су-34. Столь неожиданные потери тактической авиации в тыловой зоне вынудили российское командование временно прекратить полеты в этот плацдарм. Но уже тогда заговорили о новом этапе в войне, который будет состоять в изгнании российской авиации с временно оккупированных территорий Украины.

2023 действия украинской армии заставили российский Черноморский флот сбежать из ВО Крыма, Севастополя в Новороссийск. Фактически произошел уникальный случай в мировой истории войн и конфликтов, когда страна, не имеющая флота, выиграла морское сражение у страны, которая имела этот флот, но вынуждена была бежать в более безопасные порты.

В 2024 году мы можем стать свидетелями цепочки других уникальных событий, одним из которых и стало выведение из строя столь редких и дорогих России самолетов. Но это лишь один из множества эпизодов, дальнейшего изгнания из Украины российской авиации. Украинское небо для россиян становится все более экстремально опасным.

Чтобы всегда быть в курсе самого важного, читайте нас в Telegram

Комментарии

Сообщение от

Актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыболовная, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

К началу