Экспертный клуб

Торговля в эпоху пандемии: к чему стоит.

На этом неделе Всемирная торговая организация (ВТО) опубликовала отчет генерального директора о тенденциях в мировой торговле.
Отчет продемонстрировал ситуацию в международной торговле за период с середины октября 2019 по середину мая 2020 года по сравнению с предыдущими годами и аналогичными периодами.
В текущем году международная торговля столкнулась с беспрецедентной ситуацией, связанной с пандемией COVID-19. Как результат, большинство стран ввели множество ограничений, направленных на защиту жизни и здоровья людей, что привело к существенным негативным последствиям для мировой экономики.
Как ВТО видит дальнейшее развитие мировой торговли? И к чему стоит готовиться Украине?


Не так плохо, как ожидалось


В апреле этого года ВТО сделало прогноз развития международной торговли в условиях чрезвычайной ситуации. По пессимистическому сценарию мировая торговля упадет на 32%, а ВВП – на 8,8%. По оптимистическому сценарию мировая торговля упадет на 13%, а ВВП – на 2,5%.


Согласно данным последнего отчета, пока фактические тенденции развития международной торговли приближены к оптимистическому сценарию.
Вместе с тем в ВТО обеспокоены усилившимся трендом на протекционизм.
В течение исследуемого периода члены ВТО применили 256 мер, влияющих на международную торговлю и непосредственно связанных с COVID-19.
Меры вводились в два этапа. На начальном этапе пандемии члены ВТО вводили меры, направленные в основном на существенное ограничение экспорта определенных категорий товаров, в первую очередь товары медицинского назначения, необходимые для борьбы с пандемией COVID-19.
На втором этапе вводились меры, направленные на упрощение импорта опять-таки товаров, необходимых для борьбы с пандемией, и начали постепенно отменять/либерализировать экспортные ограничения для таких товаров.
Всего за период пандемии члены ВТО применили 147 мер, упрощающих международную торговлю и 109 мер, ограничивающих ее.
Следует также отметить, что члены ВТО продолжают активно применять меры торговой защиты (антидемпинговые, компенсационные и защитные) национальных производителей от импорта иностранных товаров.


Урок для Украины


Отчет однозначно продемонстрировал, что члены ВТО продолжают активно применять всевозможные меры защиты внутреннего рынка и национальных производителей, включая методы как тарифного, так и нетарифного регулирования.
При этом используются не только традиционные антидемпинговые меры, но и компенсационные, и защитные меры.
В условиях пандемии COVID-19 эта тенденция усилилась – сейчас в ход идет множество других заградительных инструментов и поддержки внутренних производителей.
Что это значит для украинских производителей?
Экспортные рынки многих стран будут и дальше закрываться все новыми и новыми тарифными и нетарифными ограничениями.
Соответственно, импорт разных товаров будет искать открытые рынки сбыта, такие как Украина, где к большинству импортируемых товаров применяются минимальные или даже нулевые ставки импортной пошлины.


Выдержат ли украинские производители «импортный наплыв», да еще и получивший рекордную государственную поддержку в других странах?


Вопрос, наверное, риторический. Учитывая эти риски, нужно уже сейчас думать о защите внутреннего рынка от импорта хотя бы традиционными мерами торговой защиты – антидемпинговыми, компенсационными или защитными мерами.
Украинским производителям ждать государственной поддержки, как в США или ЕС, не приходится…
Анжела Махинова, «Европейская правда»

Комментарии

Сообщение от

Актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыболовная, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

К началу