Экономика

Гетманцев: в Украине планируется ввести польскую модель налогообложения

В Украине рассматривают возможность внедрения польской модели налогообложения ФЛПов. Об этом в одном из интервью рассказал председатель комитета Верховной Рады Украины по финансам, налоговой и таможенной политике Данило Гетманцев.

По его словам, изменений по единому налогу, уплачиваемому предпринимателями на упрощенной системе налогообложения, требует МВФ.

Нововведение якобы призвано сделать невозможным использование этой системы крупным и средним бизнесом во избежание налогообложения. Издание фокус разбиралось, чем польская система лучше для малого бизнеса, действительно ли она поможет предупредить злоупотребление крупного бизнеса в Украине и к каким последствиям может привести поспешное калькирование налоговой модели страны-соседа.

В Украине сейчас действуют две системы налогообложения: общая и упрощенная. «Общие» платят налог на доходы физлиц, НДС, ЕСВ и военный сбор. ФЛП часто выбирают упрощенную систему налогообложения, если их годовой доход не превышает:

1 118 900 грн - для I группы;

5 587 800 грн - для ІІ группы;

7 818 900 грн - для ІІІ группы.

Кроме доходов, для нахождения на той или иной группе важно количество наемных работников. В то же время, есть перечень видов деятельности, которые полностью или частично запрещены для «упрощенцев» или возможны только для определенных групп.

На I группе, как правило, предприниматели, оказывающие бытовые услуги населению или торгующие с лотков.

На ІІ — те, кто занимается производством, переработкой, оптовой торговлей, предоставлением услуг по перевозке, временному размещению и т.д.

III группу выбирают сельхозпроизводители, строительный, мебельный бизнес, предприниматели, оказывающие услуги по ремонту ТС, оптовые торговцы, гостинично-ресторанный бизнес и т.д.

В отличие от предпринимателей на общей системе налогообложения, ФЛПы на упрощенной платят единый налог, ставки которого для первых двух групп устанавливаются местными властями в пределах:

для I группы - не более 10% размера прожиточного минимума (на 1.01.2023г. - 268,4 грн);

для ІІ группы - не более 20% размера минимальной заработной платы (6700 грн на 1.01.2023г. - 1340 грн).

Предпринимателям на ІІІ группе предусмотрены следующие ставки:

1) 3% дохода – для плательщиков НДС;

2) 5% дохода – в случае включения НДС в состав единого налога.

Жалоба на «упрощенку» в Украине часто связана с тем, что крупный бизнес, чтобы избежать уплаты налога на прибыль и других платежей, которые должны платить юридические лица, дробит свою деятельность на 5-10 и более ФЛП. Именно поэтому в некоторых ресторанных сетях на чеках могут быть разные ФЛПы – на чеке за алкоголь один ФЛП, на чеке за блюда – другой, а на чеке за услуги доставки – третий.

поп

Какова польская модель налогообложения ФЛП

В Польше, как и в Украине, наряду с системой налогообложения на общих основаниях (то есть уплата налога на прибыль по прогрессивной ставке) существуют еще две системы налогообложения — линейная и упрощенная система налогообложения, рассказала исполнительный директор Союза украинских предпринимателей (СУП) Екатерина Глазкова. 

«Упрощенная пользуется особой популярностью среди польских предпринимателей. На данной системе налогообложения ставка налога может колебаться от 2 до 20% и зависит от экономического вида деятельности«, – объяснила экспертка. Так, более низкие ставки — для предпринимателей, занимающихся производством и торговлей, больше — для поставщиков услуг.

3% - для услуг общественного питания (без реализации алкоголя), продажи продуктов питания;

5,5% - для строительных работ, грузовых перевозок;

8,5% - для общественного питания, торговли алкоголем;

17% - для единоличной деятельности (без наемных работников) нотариусов, адвокатов, независимых консультантов;

20% - для других услуг.

Польская модель налогообложения дает упрощенцам больший лимит дохода, чем в Украине для третьей группы, — 2 млн евро.

«Как и в Украине, предприниматели могут выбрать: работать по фиксированной ставке, применимой ко всему доходу, без возможности (и потребности) высчитывать свои расходы. Это упрощает учет. Но в Польше ставки дифференцированы по видам деятельности, что позволяет учесть разную маржинальность, разную долю накладных расходов, рисковость деятельности и стимулировать определенные направления», — сказал Юрий Гайдай, старший экономист Центра экономической стратегии.

ФЛП

К чему может привести копирование польской модели

Прежде всего, эксперты обращают внимание на то, что польская модель предусматривает бухгалтерский учет, а украинская «упрощенка» базируется на кассовом методе подсчета доходов, прокомментировала эксперт по вопросам налогов Александра Томашевская.

Реформа будет предусматривать введение бухгалтерского учета, что означает увеличение проверок и расходов для малого бизнеса

«Основной принцип польской налоговой системы состоит в том, что это учет доходов и расходов по документам. Все перечисленные ставки – это не ставки единого налога, как наши, это пониженная ставка польского НДС. Описывая польскую модель, эксперты сваливают вместе и НДС, и НДФЛ. Ставка 17% - это ставка налога с доходов граждан, но если такое лицо оказывает услуги, то дополнительно уплатит НДС в зависимости от вида деятельности. В отличие от польского, украинская упрощенная система предусматривает кассовый метод подсчета доходов: пришли деньги на счет или в кассу — есть доход, не пришли — нет дохода. Этот подход для наших предпринимателей очень удобен, потому что не требует ни ведения учета, ни хранения документов., – объяснила Томашевская.

Введение бухгалтерского учета для микробизнеса в Украине «создает поводы для проверок, это излишняя нагрузка на микробизнес», убежден старший экономист CASE-Ukraine Владимир Дубровский.

«Если в Украине для разных видов деятельности будут разные ставки, это будет означать необходимость проверять, какой именно деятельностью занимается ФЛП. Повод для проверок и игр: делать вид, что ты занимаешься менее налогооблагаемой деятельностью, а на самом деле заниматься более налогооблагаемой. Всегда будет поле для того, чтобы где-то к чему-то придраться, потому что есть много видов деятельности на грани», - сказал Дубровский.

Польская система налогообложения — более сложная для самих ФЛП, предоставляющих услуги по разным категориям, которые облагаются налогом по разным ставкам, ведь предпринимателю нужно будет тратить больше ресурса на ведение учета, добавила Глазкова.

Введение польской модели налогообложения в Украине теоретически могло бы помочь увеличить поступления в бюджет, в котором мы очень нуждаемся. Ведь это означает увеличение ставок налогов для определенных видов бизнесов. Например, для айтишников, часто выбирающих ІІІ группу и платящих ЕН 5% (с апреля 22-го до завершения льготного периода могли платить 2%).

«Доходы IT-специалистов в Польше облагаются налогом по ставке от 8%. В то же время в Украине — 3-5%. То есть, переняв польский подход к налогообложению и увеличив налогообложение доходов ИТ-специалистов, мы можем добиться противоположного эффекта — не только большая часть ИТ-сферы, но весь рынок услуг, который был на упрощенке, может перейти в тень», - предостерегла Глазкова и добавила: - Введение низших налогов с реализации товаров не обеспечит нужных поступлений в бюджет. То есть вместо увеличения налоговых поступлений через изменение системы можем получить большую «тенизацию» экономики. В то же время доля злоупотреблений «упрощенкой» не столь критична, как риски для украинской бизнес-среды из-за переноса польской модели».

ФЛП

«По нашим данным, масштабы этих злоупотреблений преувеличены. Например, говорят, что уклоняются от уплаты НДФЛ и ЕСВ, выдавая наемных работников по ФЛП. Такое явление есть. До войны это было 43 тысячи из более 500 тысяч тех, кто использовал ІІІ группу. Суммарный ущерб бюджету от этих злоупотреблений составил в пределах 12 млрд грн», — заметил Дубровский. Однако это не стоит того, чтобы разрушать «упрощенку» для IT, которая «дает нам какую-то перспективу и позволяет Украине удерживать таланты», добавил он.

Кроме того, не понятно, как разные ставки и/или увеличение лимита оборота для единого налога поможет разграничивать малый, средний и крупный бизнесы для борьбы со схемами, обратил внимание адвокат судебной практики АО AVER LEX Иван Осколков.

В CASE Ukraine предлагают ввести для таксистов, мастеров, 96% которых в тени, «умеренный» налог, «который бы давал работать легально, платя небольшие деньги», что дало бы в бюджет те же 10 млрд грн. Кроме того, для борьбы со схемами достаточно было бы более тщательно проверять конкретные фирмы-нарушители, а не изменять правила игры для всех.

«Лучшее, что можно было бы сделать с нашей упрощенной системой, — как можно меньше ее трогать», - считает Дубровский.

Нужно ли менять украинскую «упрощенку»

К изменениям украинской упрощенки нужно подходить взвешенно, говорят эксперты.

«Наша упрощенка развилась именно благодаря тому, что была наиболее либеральна в Европе. На ней отлично работают айтишники, аудиторы, юристы. Наша «упрощенка» I–III группа — лучшая в Европе», – сказал координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетьман.

Отказ от модели приведет к потере Украиной конкурентных преимуществ перед соседом, считают опрошенные специалисты.

«Если у нас будет такая модель, как в Польше, кто у нас останется, если не будет никакого преимущества продолжать бизнес в Украине? Учитывая более низкие ставки по кредитам, государственную поддержку на начальных этапах, более прозрачную систему регулирования, суды, принимающие решения в соответствии с действующим законодательством, а не другие факторы [в Польше] — одно-единственное преимущество украинского предприятия — более низкий уровень налогообложения. Люди, находящиеся за границей, спросят: зачем мне возвращаться?», – прокомментировал руководитель аналитического направления сети «АНТС» Илья Несходовский.

В целом, заимствование лучших практик систем налогообложения европейских стран в послевоенный период может положительно повлиять как на малый бизнес, так и на экономику страны. «Но такая имплементация должна учитывать множество составляющих, – говорит Андрей Шабельников, управляющий партнер АО «EvrikaLaw. - Прежде всего, это касается открытости и прозрачности отечественного налогового законодательства, которое уже давно нуждается в качественных изменениях. Обязательно должны соблюдаться принципы социальной справедливости и надлежащего налогового контроля».

Усовершенствование «упрощенки» может произойти только после войны, отмечают опрошенные эксперты. В ВРУ с этим согласны.

«Вопрос модели налогообложения малого бизнеса пока только дискутируется на уровне КМУ. Польская модель — лишь одна из десятка рассматриваемых моделей. В течение военного времени перемен точно не будет«, – заверил Даниил Гетманцев.

Реформа «упрощенки» не должна ограничиваться дифференциацией ставок или увеличением лимитов — она должна сопровождаться комплексом изменений.

«Надо разобраться: какие именно недостатки сделать анализ проблематики, международного опыта, альтернатив, с учетом украинской специфики, далее выводы — рекомендации для Украины. Тогда можно будет предлагать улучшение», – подчеркнул Гетман.

Чтобы всегда быть в курсе самого важного, читайте нас в Telegram

Комментарии

Сообщение от

Актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыболовная, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

К началу