Экономика

Новый меморандум с МВФ: кто будет восстанавливать Украину

Международный Валютный Фонд

Каждое кредитное соглашение между Украиной и Международным валютным фондом (МВФ) сопровождается меморандумом. Это документ, в котором подробно расписаны экономические реалии должника (каким является Украина), а также те обязательства, которые наше государство взяло на себя перед Фондом.

В целом МВФ настроен достаточно консервативно по поводу перспектив украинской экономики. Главная проблема в том, что Украина прочно увязла в долгах и ей потребуются сотни миллиардов долларов на ликвидацию последствий войны. И хотя фонд вместе с другими международными партнерами готовы оказывать финансовую поддержку, украинским властям придется приложить огромные усилия, чтобы мобилизовать внутренние ресурсы для послевоенного восстановления экономики и создать благодатную почву для инвестиций. Издание Mind разбиралось в основных пунктах меморандума с МВФ и в том, к чему обязывает Украину новый кредит от фонда на $15,6 млрд.

Главные макропрогнозы от МВФ.

Несколько десятков страниц меморандума посвящены ситуации в украинской экономике и оценке ее ключевых показателей. В целом, горизонт прогнозирования охватывает период вплоть до 2030 года. Но поскольку программа сотрудничества между Украиной и МВФ рассчитана на четыре года, будем детально анализировать этот промежуток.

  1. Ускорение темпов роста экономики начнется не раньше 2025 года. В 2023 году, по расчетам МВФ, ВВП Украины в худшем случае упадет еще на 3% (после падения более чем на 30% в 2022), в лучшем – символически вырастет на 1%. В 2024 году рост ВВП составит 3,2%, в 2025–2027 годах – 6,5%, 5% и 4% соответственно.
Международный Валютный Фонд
Прогноз роста ВВП Украины (базовый и неблагоприятный сценарии)

2. Инфляция 2023 года (в годовом исчислении) составит 20%, что немногим меньше, чем в 2022-м (26,6%). Рост потребительских цен достигнет своего целевого уровня около 5% в год не раньше 2027 года.

3. Дефицит госбюджета будет существенным еще достаточно долгое время. Для сравнения возьмем за точку отсчета 2021 год, тогда бюджетный дефицит (без учета внешних грантов) составлял 4% ВВП. В 2023 году дефицит к ВВП будет 28,2%, в 2024 – 22%, в 2025 году – 12% и только в 2026–2027 годах он сократится до почти довоенного уровня в 4,6–6,5% ВВП.

Международный Валютный Фонд
Прогноз дефицита госбюджета Украины (базовый и неблагоприятный сценарии)

4. Из-за такого дефицита Украина по-прежнему будет сильно зависеть от внешнего финансирования. В 2023 году его объем в ВВП составит 19,8%, в 2024-м – 17,7%, в 2026 году – 9,5%. При этом по прогнозам МВФ в 2023 году украинский госдолг превысит отметку 98% (в 2022-м было 82%), а в 2024 году – превысит 100% и останется выше этой границы до 2027-го включительно.

5. Объем налоговых поступлений в ближайшие несколько лет будет находиться в пределах 36–39% ВВП. Основу налоговой части доходов госбюджета будут составлять налог на доходы физлиц и налог на прибыль (10–12% ВВП), а также налоги на потребление, в первую очередь НДС и акцизы (13–15% ВВП).

Международный Валютный Фонд

6. Внешняя торговля остается глубоко дефицитной. Отрицательное сальдо экспорта-импорта товаров с $25 млрд в 2023 году достигнет $35 млрд в 2027-м. Причина в том, что импорт будет расти темпами, опережающими прирост экспорта. А все потому, что для восстановления разрушенных производств понадобятся огромные деньги и много времени. Поэтому, по оценкам МВФ, дефицит внешней торговли не сократится даже до 2030 года.

7. Инвестиционного бума, если верить расчетам фонда, Украине тоже ждать не стоит. Прямые иностранные инвестиции в 2023-2024 годах к ВВП будут составлять в лучшем случае 0,4%, в 2025-м - 2,4% и в 2026-2027 годах приблизятся к 5%.

Альтернативный «плохой» сценарий МВФ указывает на то, что состояние украинской экономики напрямую зависит от того, как будет развиваться ситуация на фронте. Причем, если исходить из базового сценария (baseline scenario), на котором построены все вышеперечисленные прогнозы, завершение или хотя бы затухание боевых действий должно произойти в середине 2024 года.

В то же время, фонд считает крайне высоким риск дальнейшей эскалации военного конфликта, что в свою очередь приведет к ухудшению макроэкономической ситуации. Это новейшие разрушения производств, разрыв логистических цепей, стагнация наружной торговли, еще одна волна оттока беженцев за границу, полная заморозка инвестиций (хотя их и так, на самом деле, нет).

В таком случае может быть реализован второй, неблагоприятный сценарий (downside scenario) для украинской экономики. Он заключается в том, что падение ВВП продолжится и в 2023 году обвал достигнет 10%, а в 2024 – 2%. Рост ВВП хотя бы на 4% возможен не раньше 2027 года. Инфляция в 2023 году (в годовом исчислении) ускорится до 32,5%, а в 2024-м составит 20%.

Дефицит госбюджета в 2023 году (без учета грантовой поддержки) вырастет до 35,4% ВВП, в 2024-м сократится, но ненамного – до 32,2%. Потребность во внешнем финансировании Украины в 2023-2024 годах будет на уровне 21-22% ВВП. Это вдвое выше, чем в 2022 году.

Совокупный дефицит финансирования при неблагоприятном сценарии достигнет около $140 млрд, что примерно на $25 млрд больше против базового прогноза на 2023-2027 годы. МВФ не исключает, что в таком случае придется принимать экстраординарные меры. Это могут быть новые виды налогов (прибавка к действующей ставке НДФЛ, дополнительные акцизные сборы и т.п.), а также административное вмешательство НБУ во внутренний рынок заимствований, которое будет выражаться в обязательстве банков выкупать определенный объем ОВГЗ для финансирования бюджетного дефицита.

Следовательно, реализация второго, неблагоприятного сценария может отбросить восстановление экономики Украины по меньшей мере на два-три года. А ее зависимость от внешнего финансирования вырастет еще больше, поскольку уровень госдолга к 2026-2027 годам может достигнуть 150% ВВП.

Международный Валютный Фонд
Прогноз уровня государственного долга (неблагоприятный сценарий)

«Домашняя задача» от МВФ для Украины и его цель. 

Обязательство Украины в рамках новой кредитной программы фонда в большинстве своем сфокусировано на том, чтобы обеспечить текущую и среднесрочную фискальную стабильность, а также подготовить фундамент для послевоенного восстановления экономики.

В частности, украинская сторона обязалась на этапе, когда активные боевые действия пойдут на спад, принять меры, которые расширят возможности для инвестиций, укрепят энергичный сектор, позволят вернуться к гибкому валютному курсу, снизить зависимость от внешнего финансирования и приблизят украинское налоговое законодательство к законодательству Евросоюза. Повсеместная борьба с коррупцией как «маяк» тоже есть. Но это традиционный пункт, фигурирующий в каждом новом меморандуме.

Уже к лету парламент должен проголосовать законопроект №8401, нормы которого предусматривают отмену льготной ставки на уровне 2% для плательщиков единого налога (она была введена еще в марте 2022 года), восстановление полноценных налоговых проверок и возврат штрафов для бизнеса за нарушения, связанные с использованием регистраторов расчетных операций (РРО) Также Кабинет Министров и депутаты должны решить проблему накопления налоговой задолженности, доля которой к концу 2022 года составляла 1,5% ВВП.

В то же время, украинские власти заверили МВФ в том, что мер, направленных «на сокращение и подрыв налоговых поступлений», в ближайшие годы не будет. Иными словами, никаких пониженных ставок и льгот.

Более того, в приоритетные задачи по учету наполнения госбюджета в послевоенное время включены планы по ликвидации практик избежания налогообложения с помощью упрощенной системы (так называемые зарплаты ФЛП), полное очищение налоговой и таможни от системной коррупции, усиление борьбы с налоговыми уклоняющимися (должно перезагрузить). экономической сохранности). А также планируется определенная налоговая реформа, которая позволит уравновесить необходимость обеспечения доходной базы госбюджета с интересами бизнеса и инвесторов.

Уже в 2023 году Украина перейдет в среднесрочное бюджетное планирование и при подготовке проекта госбюджета на 2024 год составит отдельный прогноз бюджетных доходов и расходов на 2025–2026 годы. К сентябрю 2023 г. должна быть готова стратегия управления госдолгом.

Если коротко, то Украина обязуется усилить внутренний долговой рынок, привлекая на него не только банки (на сегодняшний день они являются одними из основных покупателей ОВГЗ), но и нерезидентов. Задача состоит в том, чтобы не допустить эмиссию и снизить зависимость госбюджета от внешней помощи, заменив ее внутренним финансированием.

Параллельно с этим Министерство финансов подготовит и представит на утверждение в Кабмин Национальную стратегию доходов на 2024-2030 годы. Это комплексный документ, содержащий основные принципы и направления фискальной (налоговой, бюджетной, долговой) политики. Стратегическая цель – аккумулировать все возможные ресурсы для послевоенного обновления.

Все придется делать своими силами. 

Главный вывод, который можно сделать после анализа меморандума с МВФ: стремительного роста экономики после войны ожидать явно не следует. При этом Украине нужно готовиться к длительному и сложному обновлению. Если подробнее, то основные итоги таковы:

  • Лучший сценарий – это прекращение боевых действий (или их замораживание) где-то в середине 2024 года, самый плохой – затяжная война, которая может занять еще годы и разрушать украинскую экономику.
  • Даже при ежегодном экономическом росте на 3–4%, к 2027 году Украина выйдет на 75–80% ВВП, который был в 2021 году. То есть через пять лет нам все равно не удастся вернуться в довоенное состояние.
  • На внешних инвесторов, к сожалению, рассчитывать особо не стоит. Международная помощь (от МВФ, в частности) предназначена преимущественно для того, чтобы балансировать госбюджет. В то же время, объем ПИИ, по оценкам МВФ, будет находиться в пределах $5–10 млрд в год. Это очень мало, учитывая, что только прямые убытки Украины в результате войны, по оценкам Киевской школы экономики (KSE), достигают почти $140 млрд.
  • Все сводится к тому, что восстанавливать страну придется в большинстве своем собственными силами. На одних ОГВЗ, разумеется, экономику не вытянуть. Следовательно, произойдет усиление роли госаппарата, с одной стороны (расширение полномочий надзорных органов), и увеличение фискального давления (рост налогов) – с другой. Причем вполне вероятно, что многие налоговые новации будут поданы под предлогом необходимости реформировать налоговую систему для вступления Украины в ЕС.
Комментарии

Сообщение от

Актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыболовная, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

К началу