Расследование

Бездействие Офиса Генпрокурора: почему резонансные дела расследуются годами

Долгожданная "прокурорская реформа" провалилась.

В последнее время в украинских медиа все чаще появляется информация о том, что нынешнего главу Офиса Генпрокуратуры Андрея Костина могут заменить на действующего руководителя Одесской военной администрации Олега Кипера, длительное время проработавшего в прокурорской системе на всех уровнях.

В Украине объективно сложилось так, что генеральные прокуроры не задерживаются в своей должности долго – за одну президентскую каденцию обычно меняются два-три генпрокурора. Нынешний генпрокурор – третий за время президентства Владимира Зеленского после Руслана Рябошапки (продержался в должности ровно год) и Ирины Венедиктовой (два года).

Ожидалось, что под руководством Андрея Костина новые повороты в расследованиях получат громкие и общественно важные дела, однако этого не произошло. Сторонники Костина указывают, что во время войны не до завершения гражданских дел – все силы должны быть брошены на расследование тысяч военных преступлений, совершенных Россией. Противники, напротив, указывают, что война стала лишь поводом не браться за громкие дела – причем под совершенно железобетонным предлогом.

Поэтому приведем несколько известных дел, которые передаются от прокурора прокурору как эстафетная палочка, без какой-либо надежды на их скорое завершение.

Дело Татарова

В начале декабря 2020 г. НАБУ и САП пытались сообщить о подозрении заместителю руководителя Офиса президента Олегу Татарову — лицу, в силу своей должности, близкому Андрею Ермаку и Владимиру Зеленскому. Его подозревают в передаче взятки судебному эксперту за фальсификацию экспертизы – речь идет о деле десятилетней давности, когда нынешний чиновник работал в компании "Укрбуд". В результате этой схемы застройщики завладели имуществом Национальной гвардии в сумме 81 миллиона гривен.

В день, когда прокуроры должны были вручить подозрение, тогдашний Генпрокурор Ирина Венедиктова без предупреждения сменила процессуальных руководителей дела, что затянуло сообщение о подозрении более чем на две недели. Поэтому детективы НАБУ и прокуроры САП не смогли задержать Татарова.

После этого НАБУ даже выступил со специальным заявлением о том, что считает эту ситуацию «сознательным давлением на следствие» и утверждал, что Офис генпрокурора предпринимает подобные действия не впервые.

Позже Офис Генпрокурора передал дело Татарова от НАБУ в СБУ, и, по мнению многих экспертов, этот шаг спас Татарова от уголовной ответственности. Ведь НАБУ является самым независимым органом досудебного расследования, а в то время СБУ возглавлялось близким другом Зеленского Бакановым, которое вскоре не нашло в деле состава преступления.

В конце 2021 года в СМИ появилась информация, что производство было снова открыто, но цитируя официальный ответ Офиса Генпрокурора в адрес ElitExpert.:"в уголовном производстве по так называемому делу компании «Укрбуд» 21.04.2022 принято решение о его закрытии».

Дело «Роттердам+»

Три года назад НАБУ сообщило о подозрении шести лицам по делу об искусственном завышении цены на уголь и электроэнергию по формуле «Роттердам+».

Напомним, что в 2016 году была введена особая формула для расчета тарифа на электроэнергию — она предусматривала условия искусственного роста цены электроэнергии. По версии следствия, такие действия нанесли ущерб государству почти на 19 млрд. гривен только за первые два года применения этой схемы, а за все время его действия – почти на 40 млрд. гривен.

Следствие установило, что схему придумали топ-менеджеры компании ДТЭК и НКРЭКУ. Расследование успешно продвигалось, были анонсированы громкие «посадки», доказательств было достаточно для того, чтобы направить дело в суд, но прокурор САП Виталий Пономаренко дважды закрывал дело из-за якобы отсутствия доказательств нанесения убытков.

На волне поднявшегося в обществе возмущения, Верховная Рада и НАБУ потребовали от Офиса Генпрокурора вмешаться и сменить прокурора САП, так как лишь этот орган имеет на это соответствующие полномочия. Однако Офис генпрокурора также дважды отказывал в этом - несмотря на нещадную критику в свой адрес. В результате, бездействие Офиса выгодно в первую очередь основному бенефициару формулы “Роттердам+” – олигарху Ринату Ахметову.

Дело Роттердам+ сдвинулось с мертвой точки только сейчас — после многолетнего забвения, и то благодаря не Генеральной прокуратуре, а независимым САП и НАБУ. Например, 3 октября по ходатайству прокурора САП Высший антикоррупционный суд наконец-то наложил арест на имущество обвиняемых по делу — почти через 7 лет! За последние недели заметно активизировались и следственные органы.

Дела Майдана

Это кажется удивительным, но и спустя 9 лет не закончено расследование по расстрелу Небесной сотни и основным делам Евромайдана, включающие в себя похищения людей, нарушения права на свободу мирных собраний, неправомерных судебных решений, совершенных во время Революции Достоинства.

Довести до конца расследование преступлений против Майдана было "делом чести" для каждого из сменявших друг друга генпрокуроров. И каждый раз эти потуги завершались ничем.

В конце 2021 года Офис генпрокурора бодро отчитывался о том, что следствие по этим производствам "значительно активизировалось". Подозрения были выдвинуты еще 42 лицам, в том числе 24 работникам органов внутренних дел, трем прокурорам, пяти судьям и т.д. В то же время такое количество подозрений было обусловлено наработками прошлых лет и постепенным накоплением доказательной базы, поэтому выносить это как заслугу неуместно.

Однако даже после таких победных реляций из сотен дел Майдана только считанные получили приговоры. А дела в отношении должностных лиц времен Януковича вообще не продвигаются на сантиметр.

В целом, по результатам досудебного расследования по этим делам к уголовной ответственности привлечены 397 человек, но только в отношении 40 человек судами вынесены обвинительные приговоры, и лишь по 34 из них решения вступили в законную силу!

И только 4 октября 2023, почти через десять лет было завершено крупнейшее дело Майдана. Самое большое и резонансное, но лишь одно из многих. Офис Генпрокурора наконец-то направил в суд обвинительные акты в отношении бывшего президента Виктора Януковича и 9 экс-чиновников.

И действительно это очень показательная ситуация — если Офис Генпрокурора целых девять с половиной лет «расследовал» дела Майдана — дела первоочередной для государства важности, но довел до конца лишь одно, то что уж говорить о менее известных резонансных делах?

Дело Вадима Черного

Часто бывает, что Офис Генпрокурора и вовсе саботирует расследование, как это произошло, в частности, с громким делом о наследстве одесского бизнесмена Вадима Черного.

Уже два года правоохранительная и судебная система препятствует проведению расследования дела, связанного с кражей корпоративных прав ООО «Басари» и ГП «Компромисс», принадлежащих общественной организации "Центр защиты инвалидов". Речь, в первую очередь, идет о двух одесских бизнесах-центрах: БЦ "Киевском" и подземном БЦ "Греческий".

 Уголовное производство расследуется Главным следственным управлением Национальной полиции Украины под процессуальным руководством прокуроров Офиса Генерального прокурора. До сих пор следствие не установило организаторов преступления и ничего не предпринимает для выяснения их личностей.

Необоснованное давление испытывает именно пострадавшая сторона, а имущество организации «Центр защиты инвалидов» стало заложником ситуации, Приказ министерства юстиции, которым были отменены незаконные действия государственных регистраторов, игнорируется, а его действие блокируется.

В данный момент Хозяйственный суд Киева рассматривает дело №910/6601/23 по иску ОО «Центр защиты инвалидов» в Государственную казначейскую службу Украины, Нацполицию Украины, Офис Генерального прокурора, ГУ ЧП в Одесской области, Одесскую областную прокуратуру о бездействии и принятии незаконных решений правоохранительными органами в уголовном производстве, где ОО «Центр защиты инвалидов» как потерпевшему нанесен ущерб на общую сумму 139 млн. грн., причиненный в результате совершения преступных действий.

Расследованием руководит прокурор Офиса Генпрокурора Сергей Пилипенко. Отметим, что в редакцию ElitExpert 22 сентября было направлено несколько официальных запросов в адрес Офиса Генпрокурора с просьбой высказать свою позицию по этим вопросам. В ответе по адресу ElitExpert лишь сказано, что по делу кражи корпоративных прав «досудебное расследование в указанном уголовном производстве продолжается» без каких-либо подробностей.

Таким образом, можно констатировать, что долгожданная “прокурорская реформа” 2019-2020 годов если и не стала совсем провальной, то во всяком случае, вовсе не улучшила показатели доведения до конца громких дел.

Возможно, этому поспособствовало и неоднозначное решение Офиса Генпрокурора об аттестации сотрудников. С апреля 2020 года из состава комиссии, которая осуществляет аттестацию прокуроров, убрали международных партнеров и общественность. Теперь орган состоит из четырех прокуроров и двух представителей вузов, при том, что раньше в него входили три прокурора и три эксперта, делегированные международными организациями, общественниками и дипломатическими миссиями. Такое нововведение явно подорвало доверие к назначениям в Офисе генпрокурора и неизбежно привело к клановости, ведь теперь, как и раньше, прокуроры выбирают прокуроров, исключив из этой процедуры “чужаков”.

Елена Овчинникова, Александр Добронравов

Чтобы всегда быть в курсе самого важного, читайте нас в Telegram

Комментарии

Сообщение от

Актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыболовная, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

К началу