Экспертный клуб

Мария Лета: проверят предприятия начнут по-новому

Заявленная цель таких законопроектов — уменьшение нагрузки на бизнес, но так ли это?

Наконец-то реформы добрались и до таковой сферы, как проверки бизнеса. Под предлогом преодоления последствий коронавируса и с целью стимулирования деловой активности предприятий, власть имущие решили реформировать сферу проверок.
Кабмину предложены два законопроекта, которые будут закреплять правовые базы новой реформы.
Следует отметить, что данные законопроекты не касаются порядка налоговых проверок, а также валютного, бюджетного законодательства и некоторых других сфер.

Итак, первый законопроект: №5837 «Об основных принципах государственного надзора (контроля)»
Диджитализация не обошла эту область. Так на законодательном уровне нашла свое закрепление интегрированная система, пилотный модуль которой уже существует как инспекционный портал (https://inspections.gov.ua/). Именно в этой системе можно будет ознакомиться с планами, вопросами, рейтингами, результатами проверок, а также о примененных к предприятиям штрафных санкциях. Но в этом нововведении кроется одна маленькая неудобная штука, а именно – законом не предусматривается обязанность органа госназдора направлять субъекту хозяйствования письмовую уведомление о плановой проверке за 10 дней до такой проверки. О всех планах субъект может ознакомиться сам по данной системе. Такое нововведение не даст возможность в суде ссылаться на нарушение установленной процедуры уведомления при ожаловании результатов проверки, что для предприятий не является хорошей новостью.
Кроме того, существенными изменениями по сравнению с сегодняшними правилами станет определение круга действий, которые будут считаться препятствиями.
К примеру, если вы безосновательно не допускаете проверяющих на предприятие, либо

требует прекратить проверку (кроме оснований, определенных статьей 20 настоящего Закона),

не назначили своего уполномоченного на время проверки или если его нет в момент проверки

не возвращаете второго экземпляра акта с вашей подписью, составленного по результатам проведения проверки.

В этих вариантах законопроект дает право проверяющему органу обращаться в трибунал.

не считая того, законопроект вводит такое понятие, как «рейтинг» компании. В зависимости от начисленных баллов будут определяться риски и периодичность проведения мероприятий госнадзора.
С другой стороны, орган контроля не вправе требовать от субъекта хозяйствования документы, которые ранее уже предоставлялись такому органу или которые находятся в открытом доступе. Но при этом если раньше проверяющие могли осматривать только территории и помещения, то теперь сотрудники могут осматривать и требовать доступ к машинам, механизмам, оборудованию.

Также если раньше для предприятий с высоким уровнем риска плановые проверки проводились не чаще одного раза в 2 года, то теперь не чаще одного раза в год. Если раньше срок проведения плановой проверки не мог превышать 10 дней, то теперь для предприятий с высоким уровнем риска – 15 дней.
Немаловажным является расширение перечня оснований для проведения внеплановой проверки. Среди них:

выявления в государственных информационных ресурсах (бумажных или электронных) информации, свидетельствующей о нарушении субъектом хозяйствования

решение суда. Да, сейчас решение суда может быть основанием для проведения внеплановой проверки.

Если в первый день проведения проверки выявлено, что по указанному в удостоверении на мероприятии адрес местоположения субъект хозяйствования отсутствует, но установлен второй адрес его местонахождения, то органу госнадзора уже не нужно даже переписывать свое удостоверение в новый адрес. Теперь достаточно просто указать это в акте проверки.

Если в текущем законе остановка производства товаров, выполнение работ или предоставление услуг возможна только по решению суда, то в новом законопроекте такое право дано и органу контроля, если во время проведения проверки будут выявлены нарушения, которые создают угрозу для жизни или здоровья людей или окружающей среды природной среды.
Но если таковых нарушений нет, то остановка работы не допускается. Т.е. проверяющий орган сейчас сам может принимать такие решения, которые могут нести риски злоупотребления со стороны органов власти. В свою очередь, возобновление работы компании сейчас тоже зависит от органа контроля, хотя по текущему закону достаточным основанием для восстановления работы являлось доказательство от компании о том, что все нарушения были устранены. Вот такие тайные коррупционные опасности.

Интересным изменением закона является то, что предприятие может самостоятельно обратиться с заявлением к проверяющим органам для проведения аудита — то есть, проверки на добровольной основе.

Какие изменения предусмотрены законопроектом №5838?
Проектом данного Закона предлагается внести конфигурации в ст. 166-21 КУоАП, усиливающие ответственность проверяющего органа за нарушение проведения проверок.
Одним из таковых случаев является нарушение, которое характеризуется тем, что в итоге проверки составляется акт, который по решению суда будет отменен. То есть орган надзора будет отвечать, если составил незаконный акт.
Кроме того, речь идет о следующих пунктах:

нарушение периодичности воплощения плановых проверок;

проведения проверок при отсутствии оснований, установленных законом и т.Д. и т.п.
Отметим, что в этом случае проверяющие чиновники будут подвергаться штрафам: от 250 до 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 4250 до 8500 грн). Сейчас такие штрафы составляют всего от 850–1700 грн. За повторные действия в течение года после наложения административного взыскания — штраф для чиновников вырастет уже от 8500 до 17 000 гривен вместо максимальных 2550 гривен сейчас.

Комментарии

Сообщение от

Актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыболовная, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

К началу