Telegram
Новости

Суд признал незаконным запрет отсрочки аспирантам-контрактникам в 2024 году

суд

Киевский окружной административный суд признал противоправным и недействительным приказ Минобразования №910, изданный в 2024 году, согласно которому обучение в аспирантуре по контракту не дает право на отсрочку.

Напомним, Министерство образования и науки издало приказ, которым в 2024 году было отменено поступление на дневную форму обучения в аспирантуре по контракту и откорректированы правила возобновления обучения в аспирантуре. Это, по словам МОН, было сделано для того, чтобы «обучение в аспирантуре не превратилось в коррупционный инструмент избегания мобилизации».

При этом этот приказ МОН касался также и невоеннообязанных женщин. Однако этот запрет не затрагивал забронированных мужчин, к примеру, тех, кто был забронирован в связи с выполнением грантовых донорских программ.

Обстоятельства дела

В Киевский окружной административный суд обратилась женщина с иском в Министерство образования и науки, в котором просила суд признать противоправным, незаконным и недействительным приказ МОН от 24.06.2024 №910.

В частности, истец отметила, что в соответствии с нормами международного и украинского права, имеет право получать образование (в том числе на третьем образовательно-научном уровне высшего образования для получения степени «Доктора философии») на платной основе по дневной форме обучения в любом учебном заведении, независимо от формы собственности.

Следовательно, государственные органы не имеют права никоим образом ограничивать ему доступ к такому образованию (в том числе путем ограничения форм и условий получения образования, лицензирования учебных заведений, а также путем установления определенных запретов, условий, конкурсов, оцениваний, экзаменов и других испытаний).

Отдельно истец отмечала нарушение порядка принятия такого приказа.

Как усматривается из материалов дела, 26.12.2017 истец завершила обучение в Национальном университете биоресурсов и природопользования Украины путем получения высшего образования по специальности «Правоведение» и получения квалификации «Магистр права».

Положениями пункта 6 статьи 5 Закона «О высшем образовании» установлено, что лица, ранее получившие образовательную степень «Магистр» (или «Специалист»), имеют право получать, на основе этой степени, образовательно-научную степень «Доктор философии» на третьем уровне высшего образования путем обучения в аспирантуре.

Таким образом, истец имеет право, на основе полученной ранее образовательной степени «Магистр», получать следующую образовательно-научную степень «Доктор философии» на третьем уровне высшего образования путем обучения в аспирантуре. Указанное выше право также подтверждается выводом с пометкой «Право поступления в аспирантуру», содержащееся в разделе «Академические права» приложения к Диплому магистра истца.

В то же время, МОН принят приказ №910 «О некоторых особенностях приобретения и восстановления статуса соискателя высшего образования в 2024 году», которым в частности на период действия правового режима военного положения в Украине приостановлено прием заявлений, проведение конкурсного отбора, заключение договоров об обучении между учреждением высшего образования и поступающим и зачисление на обучение для получения высшего образования и в ассистентуру-стажировку на дневную или дуальную формы получения образования за средства физических и юридических лиц (кроме иностранцев и лиц без гражданства при наличии государственного признания документа об образовании, на основании которого осуществляется поступление) и т.д.

Позиция суда

Итак, 21 мая 2025 Киевский окружной админсуд вынес решение по этому делу 320/37685/24.

Суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований на основании такого.

Согласно положениям статьи 57 Конституции законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, не доведенные до сведения населения в порядке, установленном законом, недействительны.

Требованиями части 2 статьи 44 Закона «О высшем образовании» установлено, что условия приема на обучение для получения высшего образования обнародуются на официальном веб-сайте МОН не позднее 15 октября года, предшествующего году поступления в высшее образование.

Законом «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере образования» от 8.11.2024 за 3438-ІХ в пункте 2 раздела XV «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О высшем образовании» подпункт 23 изложен в следующей редакции: «в 2022, 2023 образования осуществляется в особом порядке, определенном центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки, без соблюдения требований настоящего Закона.

Вместе с тем, Закон 3438-ІХ не устанавливает никаких ограничений прав граждан и не устанавливает новых сроков обнародования нормативно-правовых актов в области образования, а потому, соответственно, не применим к спорным правоотношениям.

Соответственно, суд приходит к выводу, что любые правовые акты, устанавливающие условия приема на обучение для получения высшего образования в 2024 году (в том числе, формы и уровни образования, условия и порядок подачи заявлений, зачисления на обучение, а также условия заключения договоров между поступающим и учебным заведением и т.п.) должны быть приняты и обнародованы на сайте МОН15.

Таким образом, начиная с 16 октября 2023 года, все граждане, которые намерены поступить в высшее образование и начать получать высшее образование в 2024 году, имеют право и обязаны соблюдать только те требования по приему на учебу в учебное заведение, которые были обнародованы до 15 октября 2023 года. При этом, после 15 октября 2023 года, любые изменения законодательства уже не могут влиять на права лица по поступлению на учебу в учебное заведение в 2024 году.

При этом, согласно положениям статьи 58 Конституции, законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

Соответственно, какие-либо правовые акты, устанавливающие условия приема на обучение для получения высшего образования, принятые и опубликованные позже 15 октября 2023, не могут применяться для приема на обучение для получения высшего образования в 2024 году.

В связи с этим, не могут применяться в 2024 году для приема на обучение для получения высшего образования нормативно-правовые акты КМУ, МОН и любых других органов управления и контроля в этой сфере, которые приняты и опубликованы позже 15 октября 2023 года и устанавливают условия приема на обучение для получения высшего образования в 2024 заявлений, проведение конкурсных отборов, заключение договоров об обучении, зачислении на обучение, а также ограничивают формы, уровни и виды образования по любым признакам и любым другим образом).

В свою очередь, обжалуемый приказ вступил в силу только 25.06.2024 и, соответственно, не мог быть принят с соблюдением 2 статьи 44 Закона «О высшем образовании» в части его применения к процедуре поступления на учебу в 2024 году, что свидетельствует об обоснованности доводов истца.

Более того, сам Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере образования» от 8.11.2024 № 3438-IX вступил в силу после 15 октября 2023 года, а именно – только 27 декабря 2023 года.

В свою очередь, как уже отмечалось, действительными и законными условиями приема в учреждения высшего образования в 2024 году могут быть только условия, установленные и доведенные до населения в срок до 15 октября 2023 года, как это установлено императивными требованиями статей 57, 58 и 64 Конституции и требованиями части 2 статьи 44. При этом требования статьи 58 Конституции не допускают возможности обратного действия требований пункта 23 Заключительных и переходных положений Закона «О высшем образовании» на период до 15 октября 2023 года, и соответственно, такие требования не могут устанавливать или разрешать устанавливать порядок поступления и зачисления в аспирантуру в 2024 году. 15 года.

Суд также отмечает, что нормы заключительных и переходных положений Закона «О высшем образовании», на которые ссылается ответчик, применяются только в случае, если нужно урегулировать отношения, связанные с применением такого закона в связи с переходом от существующего правового регулирования к тому, которое должно вводиться с принятием нового закона. Преимущественное значение для правового регулирования правоотношений имеют нормы, заложенные в тексте самого закона. В спорном правоотношении это уже указанная выше статья 44 Закона «О высшем образовании».

Следовательно, поскольку, по состоянию на момент принятия спорного акта, положения части 2 статьи 44 Закона «О высшем образовании», предусматривающего обязанность ответчика обнародовать условия приема на обучение для получения высшего образования не позднее 15 октября года, предшествующего году поступления, изменений не претерпевало и не признавалось неконституционным, суд считает необоснованным. Заключительные и переходные положения указанного закона.

Также суд обращает внимание на то, что положения обжалуемого приказа ответчика носят общий характер (т.е. распространяется на неопределенный круг лиц) и устанавливают нормы права, касающиеся прав и свобод граждан (в частности, конституционных прав граждан на образование, определенных положениями статьи 53 Конституции Украины).

Таким образом, Приказ №910 является нормативно-правовым актом.

Кроме того, этот приказ распространяется на деятельность как государственных, так и частных учебных заведений, и регулирует хозяйственные и административные отношения, в частности, приобретение статуса соискателя высшего образования (в частности, за средства физических лиц и юридических лиц), заключение договоров о предоставлении платных образовательных услуг и т.д.

Следовательно, этот приказ регулирует хозяйственные и административные отношения между регуляторными органами (в том числе МОН, Казначейством Украины) и субъектами хозяйствования (государственные и частные учебные заведения, юридические лица).

Также суд приходит к выводу, что обжалуемый Приказ № 910 является регуляторным актом.

В свою очередь, с целью соблюдения принципа открытости в соответствии с частью второй статьи 68 Закона «Об образовании», органы управления в сфере образования обеспечивают обязательное общественное обсуждение проектов нормативно-правовых актов, касающихся системы образования, и участие представителей общественности в подготовке и принятии этих документов.

В органы управления в сфере образования входит и МОН, что соответствует положениям статьи 62 указанного Закона.

Кроме того, положениями пункта 12 Порядка проведения консультаций с общественностью по вопросам формирования и реализации государственной политики, утвержденного постановление КМУ от 03.11.2010 под №996, также установлено, что в обязательном порядке проводятся консультации с общественностью в форме публичного общественного обсуждения и/или электронных консультаций, конституционных прав, свобод и обязанностей людей.

Проекты регуляторных актов выносятся на общественное обсуждение с учетом требований Закона «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности».

Поскольку право на образование в Украине гарантировано Конституцией Украины, а обжалуемый приказ касается реализации такого конституционного права, суд считает необоснованным и не принимает во внимание утверждение ответчика об отсутствии правовых оснований проведения общественного обсуждения проекта спорного акта.

Учитывая это, проект обжалуемого Приказа № 910 подлежал обязательному общественному обсуждению, как нормативно-правовой и как регуляторный акт.

Соответственно, отсутствие общественного обсуждения проекта Приказа №910 и отсутствие факта его обнародования в срок до 15 октября 2023 года (который установлен законом), не отрицаемый ответчиком, свидетельствует о том, что такой приказ принят с нарушением приведенных требований законодательства Украины, а следовательно, является противоправным.

В рамках спорного правоотношения МОН путем принятия обжалуемого приказа допустило нарушение принципа правовой определенности как составного элемента верховенства права, ведь, учитывая вышеприведенное, тем самым создал ситуацию непредсказуемости по урегулированию правоотношений по получению образования в 2024 году.

Суд считает, что ответчиком, за время рассмотрения дела, во исполнение требований части 2 статьи 77 КАСУ не было доказано правомерности принятого им обжалуемого решения.

Следовательно, суд административный иск удовлетворил, признал противоправным и недействительным приказ МОН №910 «О некоторых особенностях обретения и восстановления статуса соискателя образования».

Вместе с тем, решение вступает в законную силу по истечении срока подачи апелляционной жалобы всеми участниками дела, если жалоба не была подана. Апелляционная жалоба на решение суда подается в Шестой апелляционный административный суд в течение 30 дней со дня его провозглашения.

Спасибо, что вы с нами! Монобанка для поддержки редакции ЕlitЕxpert.

Комментарии

Новости

Актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыболовная, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

К началу