Правовой статус миллионов украинских беженцев в ЕС может оказаться под угрозой. Пока нет четкого плана, который позволит им остаться после прекращения огня с Россией. Об этом сообщает EurActiv.
После вторжения России в феврале 2022 года Директива ЕС о временной защите (TPD) стала спасением почти для 4,3 миллиона украинцев.
Директива позволяет странам ЕС предоставлять украинцам право жить, работать и получать доступ к услугам, при этом большинство из них находятся в Польше, Германии, Чехии и Словакии. Поскольку переговоры о прекращении огня продолжаются, эта страховочная сетка может быть разрушена.
Недавние опросы показывают, что количество беженцев, планирующих вернуться в Украину, падает. Данные Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) показывают снижение с 65% в 2024 году по сравнению с 77% в прошлом году.
Доля неопределившихся возросла с 18% до 24% в 2024 году, а количество тех, кто заявил, что не надеется вернуться, выросло более чем вдвое — с 5% до 11%.
Прекращение огня может сразу полностью изменить ситуацию, предоставив принимающим странам возможность решать, ослаблять ли эти меры защиты, добиваться интеграции, или подталкивать беженцев к возвращению домой.
В блоке, который часто парализован дебатами по миграции, любые действия на уровне ЕС по продолжению временной защиты, скорее всего, будут осложнены политически
Директива все еще носит «временный» характер
Зона предоставления убежища в ЕС не использовалась с момента ее принятия в 2001 году — до тех пор, пока полномасштабное вторжение России не привело к ее первому использованию.
В прошлом году правительства ЕС согласились продлить TPD до марта 2026 года, значительно выйдя за рамки начальных рамок, которые предусматривали двухлетний период защиты с возможным продлением на один год. Любое продление осуществляется раз в год.
Однако, хотя директива и обеспечила скорую защиту, ее временный характер создает неудобства для украинцев.
Уровни защиты также различаются в зависимости от страны. Каждая страна ЕС интерпретирует директиву по-разному в своем национальном законодательстве, что означает, что к украинцам относятся по-разному в зависимости от того, где они поселились.
Еврокомиссия заявила, что начала рассматривать следующие шаги, включая вопрос о том, «продлевать или нет» временную защиту, помогать людям переходить на национальные статусы для работы, обучения или воссоединения семьи, а также оказывать поддержку тем, кто решит вернуться в Украину.
Министр внутренних дел Чехии Вит Ракушан подтвердил, что Чехия, наряду с Германией и Еврокомиссией, активно участвует в формировании совместного ответа в рамках польского председательства. «Но конкретные условия еще предстоит обсудить», — сказал Ракушан.
Как стало известно Euractiv, Евросовет намерен рассмотреть этот вопрос на следующем заседании Совета по внутренним делам в июне.
Представитель министерства внутренних дел Чехии Хана Мала подтвердила, что любое решение о прекращении временной защиты потребует согласия всех государств-членов, добавив, что они ожидают достижения общей позиции ЕС в первой половине этого года.
На национальном уровне
Некоторые страны не стали ждать Брюсселя и приняли меры по поиску «более долгосрочного постоянного статуса».
Польша в скором времени предложит трехлетний статус временного резидента украинцам, которые имели непрерывную временную защиту в течение минимум года.
В Чехии украинцам, проживающим там более двух лет и имеющим работу, будет доступно новое специальное пятилетнее разрешение на проживание с обязательным посещением школы их детьми.
Но даже Прага, одна из крупнейших стран, принимающих украинцев, дала ясно понять, что не будет предоставлять никаких новых временных мер защиты «по окончании войны», заявил министр внутренних дел.
Остальные столицы разрабатывают собственные планы. Австрия, Италия, Эстония и Латвия активизируются с долгосрочными решениями, с разными уровнями защиты.
Министерство внутренних дел Германии заявило, что уже разработало варианты действий, но решение о том, какие предложения будут фактически выдвинуты по этому вопросу, будет принимать следующее правительство, отметив необходимость единого европейского подхода.
Министерство внутренних дел Словакии подтвердило, что дальнейшие шаги по перемещенным лицам после окончания российского вторжения «в настоящее время обсуждаются на уровне государств-членов, включая Словакию, а также на уровне ЕС».
По данным ООН, на 16 декабря 2024 года было зарегистрировано 6,8 млн украинцев за рубежом. Но эти данные учитывают и украинцев, которые выехали (или принудительно были вывезены) в Россию и Беларусь. Если не учитывать находящихся на территории стран-агрессоров украинцев, то их численность составляет 5,5 млн.
Спасибо, что вы с нами! Монобанка для поддержки редакции ЕlitЕxpert.
