Нефтегаз

CNN: секретный флот помогает РФ доставлять нефть во всем мире. И он растет

Российская нефть все еще попадает к покупателям по всему миру. Но даже те, кто целыми днями отслеживает ее перемещение по океанам, трудно определить, кто именно перевозит ее. Об этом рассказывает CNN.

По мере усиления западных санкций против России в связи с ее вторжением в Украину в существующий флот таинственных танкеров, готовых способствовать экспорту российской нефти, присоединяются новые суда.

Инсайдеры отрасли оценивают размер этого «теневого» флота примерно в 600 судов, что составляет около 10% от мирового количества крупных танкеров. И цифры продолжают расти.

Кто владеет и управляет многими из этих судов, остается загадкой. Поскольку торговля российской нефтью за последний год усложнилась, многие западные отправители груза отказались от своих услуг. На их место пришли новые, малоизвестные игроки, в некоторых случаях с подставными компаниями в Дубае или Гонконге. Одни покупали суда у европейцев, другие использовали старые, скрипучие корабли, которые в противном случае могли бы оказаться на свалке.

"Вы углубились в темное искусство", - сказал CNN один из руководителей нефтеторговой компании, говоря об этой скрытой сети.

Значение этого незаметного флота возросло, поскольку Москва пытается избежать сотрудничества с западными грузоотправителями, а клиенты в Китае и Индии вытесняют клиентов в Европе, которым теперь запрещено покупать российскую нефть и нефтепродукты, например дизельное топливо.

Доставка более отдаленным покупателям требует дополнительных судов и судовладельцев, готовых сталкиваться с дополнительными сложностями и юридическими рисками, особенно после того, как страны G7 ввели предельные цены на российскую нефть.

Расширение теневого флота отмечает драматические изменения, которые война в России внесла в мировой нефтяной рынок. Стремясь сохранить свою деятельность, второй по величине экспортер нефти в мире изменил сложившиеся десятилетиями схемы торговли и разделил мировую энергетическую систему на две части.

"Есть флот, который не занимается российским бизнесом, а есть флот, который занимается практически исключительно российским бизнесом", - сказал Ричард Мэтьюс, глава исследовательского отдела EA Gibson, международного судового брокера.

По его словам, лишь несколько судов занимаются «постепенно и тем, и другим».

Серые корабли и темные корабли

Пока Европа отвикала от российских энергоносителей, покупатели в Азии заключали сделки. По данным Международного энергетического агентства, Китай увеличил импорт российской нефти в среднем до 1,9 млн баррелей в день в 2022 году, что на 19% больше, чем в 2021 году. Индия увеличила объемы закупок еще больше – на 800%, до 900 000 баррелей в день.

По данным аналитической компании Kpler, экспорт российской нефти в Китай и Индию в январе достиг рекордно высокого уровня после вступления европейского запрета на морские поставки российской нефти. Экспорт в Турцию, еще одного крупного потребителя, также продолжал расти (запрет на нефтепродукты вступил в силу только в феврале).

Для выполнения этих заказов нужны суда, способные совершить поездку. Российский национальный флот не располагает достаточным количеством судов. Вот здесь и приходит на помощь «теневой флот».

Мэтью Райт, старший аналитик по грузовым перевозкам компании Kpler, сортирует суда, перевозящие российскую нефть, на две категории: серые суда и темные суда.

Серые суда были проданы после вторжения, в основном владельцами в Европе фирмам на Ближнем Востоке и в Азии, которые ранее не были активны на танкерном рынке. А «темные суда», с другой стороны, являются ветеранами кампаний Ирана и Венесуэлы по обходу западных санкций, недавно переключившихся на перевозку российской нефти.

«Часто есть некоторые доказательства того, что они маскируют свою деятельность, отключая транспондер AIS», — сказал Райт о «темных» судах, имея в виду технологию, которая помогает идентифицировать и определять местонахождение судов.

Хотя западные страны запретили большую часть импорта российской нефти, нет никаких ограничений, препятствующих западным судам доставлять нефть таким покупателям, как Китай и Индия, или предоставлять такие услуги, как страхование, пока соблюдаются предельные цены G7.

По данным Kpler, в январе на суда с европейскими владельцами пришлось 36% торговли российской нефтью.

Но юридические и репутационные риски, связанные с несоблюдением предельных цен, очень велики. В то же время, Россия стремится прекратить сотрудничество с западными отправителями груза. Это привело к формированию новой когорты, состав которой более неясен, а история запутаннее.

"Мы все ожидали, что темный флот, перевозящий венесуэльскую и иранскую нефть по всему миру, будет расти, и он вырос", - сказал Джанив Шах, старший аналитик консалтинговой компании Rystad Energy.

Одной из причин является отправка российской нефти в Китай или Индию менее эффективна, чем доставка ее в соседние страны, такие как Финляндия. По данным EA Gibson, России сейчас нужно в четыре раза больше мощностей для транспортировки нефти, чем до вторжения.

В результате, по оценкам другого топ-менеджера нефтеторговой компании, за месяц в теневой флот поступает от 25 до 35 судов. По оценкам некоммерческой организации Global Witness, четверть продаж нефтяных танкеров в период с конца февраля 2022 года по январь этого года осуществлялась с участием неизвестных покупателей, что примерно вдвое больше, чем в предыдущем году.

Спрос может возрасти в ближайшие месяцы, если Китаю требуется больше топлива для восстановления экономики.

Вопросы и риски

Если больший процент мирового флота используется для перевозки российской нефти и нефтепродуктов, это съедает мощности, повышая затраты для всех нефтетрейдеров.

"На рынке танкеров наблюдается массовый рост неэффективности", - говорит Райт из Kpler.

Также возникают вопросы о том, кто в конце концов управляет теневым флотом. По словам Сергея Вакуленко, бывшего руководителя российской нефтяной компании, ныне научного сотрудника Фонда Карнеги за международный мир, некоторые подставные компании имеют связи с «российским государством или определенными политически связанными игроками».

В минувшие выходные Европейский Союз ввел санкции против Sun Ship Management, дочерней компании «Совкомфлота», крупнейшей российской судоходной компании. ЕС заявил, что зарегистрированная десять лет назад фирма из Дубая "работала как одна из ключевых компаний по управлению и эксплуатации морских перевозок российской нефти", и что "Российская Федерация является конечным бенефициаром" ее деловых операций.

Более того, эксперты заявили, что теневой флот может ослабить способность России обходить санкции или продавать свою нефть выше предельной цены. Это также усложняет точную оценку того, за сколько продаются российские баррели.

Эксперты, включая Вакуленко, нашли в таможенных документах доказательства того, что нефть марки Urals, которая является эталоном для страны, продается в крупных портах гораздо дороже, чем отмечено в официальных ценах.

Безопасность также вызывает беспокойство. Считается, что в «темном» флоте есть большое количество судов старше 15 лет, срока, после которого ведущие нефтяные компании обычно списывают их из-за износа. Сейчас все больше таких судов совершают рейсы по всему миру.

«У вас есть все эти старые суда, которые, скорее всего, не обслуживаются на должном уровне, – говорит Мэтьюс из EA Gibson. — Вероятность большого разлива нефти или аварии растет с каждым днем ​​по мере роста флота».

Комментарии

Сообщение от

Актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыболовная, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

К началу