В будущем пассажирские самолеты смогут летать под управлением ИИ. По крайней мере, нейросеть сможет заменить второго пилота. Foсus з ссылке на Interesting Engineering.
Такой сценарий рассматривается некоторыми авиакомпаниями и производителями самолетов, которые видят возможность сэкономить деньги, повысить безопасность и решить проблему нехватки квалифицированных кадров.
"ИИ повлияет на авиационную отрасль, и вскоре возможны полеты с одним пилотом", - заявил Тим Кларк, президент Emirates, одной из самых известных компаний в мире.
"Мы должны найти время, чтобы посмотреть, что этот ИИ способен предложить для индустрии авиаперевозок", - сказал он.
Как пилоты управляют самолетами
Мы привыкли к тому, что наше путешествие на самолете контролируется сразу 2 пилотами, максимум 3 на транснациональных рейсах. Но еще в начале 1960-х годов каждый пассажирский лайнер обслуживала команда из 5 или 6 профессионалов. Тогда из-за несовершенства технологи в кабине, кроме пилотов, присутствовали еще и бортмеханик, штурман, радист.
Самолеты уже используют компьютеры для автоматизации многих задач, и автопилоты все равно управляют летательным аппаратом в течение длительности полетов, а пилоты контролируют операции. Авиакомпании и производители самолетов сейчас исследуют, можно ли назначить искусственному интеллекту большую роль в полетах, если для присмотра нужен только один человек.
Постепенно самолеты усовершенствовались, а вместе с ними средства связи и навигации. В принципе, сегодня самолетом способен управлять даже один человек, но для безопасности в рейс всегда уходит 2 пилота. Во время полета они меняются для отдыха и подстраховывают друг друга.
Кстати, когда один из пилотов выходит в туалет, то его место занимает стюардесса, чтобы если оставшемуся пилоту станет плохо, тут же позвать его напарника.
Что авиакомпании хотят от ИИ
В идеале перевозчикам хотелось бы, чтобы ИИ смог стать «напарником» командира воздушного судна и смог брать на себя значительную часть функций во время полета. От человека потребуется только контроль над системами и работой ИИ.
Сейчас ведутся разные исследования и эксперименты по разработке и тестированию систем искусственного интеллекта для поддержки пилота в полете. Например, компания Airbus работает над проектом ATTOL (Autonomous Taxiing, Take-Off and Landing), позволяющим самолету выполнять все маневры на земле и в воздухе без участия пилота. Компания Boeing также производит испытания автономных систем на своих самолетах.
Но сейчас, с учетом развития нейросетей, авиакомпании рассчитывают на помощь ИИ как дополнительного члена экипажа, такого «всезнающего работа» по фантастическим фильмам, который собирал бы и быстро анализировал информацию о состоянии всех систем и предлагал быстрые и оптимальные технические решения. И такой вариант более приемлем с учетом проблем, которые сейчас очень сложно решить.
Проблемы внедрения ИИ в гражданские самолеты
Главная проблема, предстающая перед авиакомпаниями, не техническая, а психологическая. И так много людей с трепетом поднимаются по трапу лайнера, а теперь представьте, что пассажирам сообщат, что их самолетом управляет «робот». Одна из наших коллег сказала, что согласится улететь на таком лайнере только в том случае, если рядом с ней в салоне будут сидеть президент авиакомпании и все члены его семьи. Доказывать безопасность полета с одним пилотом и его «компьютерным помощником» придется не одно десятилетие, а любой инцидент будет рассматриваться только с точки зрения несовершенства такой системы.
Вторая проблема законодательная. Существует множество правовых и социальных препятствий, которые необходимо преодолеть. Необходимы значительные изменения законодательства, стандартов, процедур и культуры в авиации. Сфера авиаперевозок связана с большими рисками и, чтобы пройти все круги «бюрократического ада», авиакомпаниям понадобится много времени. Вспомним, сколько лет длится эпопея с появлением самоуправляемых машин на наших дорогах, и вам все станет понятно.
Третья проблема состоит в несовершенстве нейросетей. И здесь речь не только о технических характеристиках, но скорее об их способности действовать как человек в экстремальных ситуациях. Только людям пока по силам принимать самые необычные и удивительные решения, чтобы в случае аварии посадить самолет, например, на реку. ИИ вряд ли стал бы так поступать, скорее позволив самолету просто упасть, поскольку других вариантов для посадки просто не нашел бы.
Четвертая проблема – протестные акции пилотов. По мере уменьшения количества людей в кабине повышался социальный протест среди работников авиаиндустрии. Если завтра объявить, что ИИ теперь заменит второго пилота, можно вообразить, сколько праведного возмущения это вызовет среди летчиков. С одной стороны компании жалуются на нехватку профессиональных пилотов, а с другой рынок авиаперевозок страдает от последствий пандемии и продолжающейся в Украине войне, которая оставила без работы множество пилотов в РФ из-за введенных против нее санкций.
Будущее полетов с ИИ
Возможно, что однопилотные полеты будут внедряться постепенно и сначала только на определенных маршрутах или типах самолетов, например, на коротких междугородных маршрутах. Наверняка этому поспособствует реализация перевозок аппаратами типа «аэротакси».
Успешная реализация воздушных городских перевозок с помощью ИИ могла бы помочь изменить общественное мнение. Тогда и законодатели стали более лояльно относиться к внедрению искусственного интеллекта в такие ответственные сферы, как авиаперевозки и люди реагировали бы не так остро.
В любом случае представители авиаиндустрии уверены, что полеты под руководством пилота с ИИ как партнера – это не фантастика, а реальная перспектива для авиации в ближайшие десятилетия.
Чтобы всегда быть в курсе самого важного, читайте нас в Telegram