Море и порты

Отель «Одесса» на Морвокзале: история несчастливого здания, уничтоженного российской ракетой

Уничтожение Одесского Морвокзала в результате российского ракетного удара 25 сентября 2023 года потрясло весь город. Одновременно с морвокзалом было существенно повреждено здание девятнадцатиэтажной гостиницы «Одесса», которая закрылась еще при Януковиче и откровенно говоря, не очень нравилась одесситам, поскольку закрывала пейзаж на Одесский залив, к тому же долгие годы стояла бесхозной. Сейчас будущее этого здания стало еще неопределеннее. ElitExpert постарался разобраться во всех перипетиях судьбы этого несчастливого здания.

 Идея появления в Одессе гостиницы мировой сети возникла еще в середине 1990-х годов. В то время после развала Советского Союза и ликвидации популярной морской линии Одесса-Крым-Кавказ существовала необходимость в новой концепции туристического и круизного отдыха для привлечения туристических потоков.

В 1996 году тогдашнее руководство Одесского порта обратилось в Одесский институт инженеров морского флота (ныне Одесский национальный морской университет) с просьбой разработать план развития туристического бизнеса в порту. ВУЗ разработал проект в стиле традиционной западной модели «аэропорт-гостиница-судно». Особенность круизного бизнеса заключается в обслуживании большого количества людей, прибывающих из разных городов, которых нужно разместить, желательно, в одном отеле. В Одессе уже были аэропорт и морской порт, проблем с кораблями не предполагалось, но отсутствовали гостиницы соответствующего уровня комфорта и вместимости, близкие к порту. Согласно выводам специалистов института, новый гостиничный комплекс мог стать ключевым элементом развития туристического бизнеса в Одесском порту.

Эта идея пришлась по душе руководству порта – и необходимое разрешение Министерства транспорта Украины было получено в 1998 году.

Предложение по строительству было направлено компании-застройщику, которая утверждала, что у нее уже есть опыт создания аналогичных комплексов в Киеве. Так как управление гостиничными комплексами не входило в спектр основных услуг порта, администрация порта потребовала: строительная компания должна инвестировать 20% собственных финансовых средств в строительство и после завершения процесса должна найти оператора для управления комплексом. Компанией, взявшейся за строительство, стало ООО «Бруклин-Киев», владеющее грузовыми, зерновыми и контейнерными терминалами в Одесском порту и в лучшие годы принадлежавшее до 40% от всего объема услуг, предоставляемых портом.

Главный акционер этой компании — бизнесмен и экс-губернатор Одесской области Владимир Немировский, также владеющий заводом «Стальканат» и долей в банке «Южный».

Планируемый бюджет для будущего гостиничного комплекса был оценен в 24 миллиона 700 тысяч долларов США, из которых 80% должны были быть предоставлены портом, а оставшуюся часть внес «Бруклин-Киев» из собственных средств.

Порт, не имея возможности независимо вложить около 20 миллионов долларов в строительство, получил необходимые средства из государственного бюджета.

Как упоминалось ранее, на компанию-застройщика возлагалась ответственность за поиск оператора для будущей гостиницы. В этой роли Владимир Немировский привлек компанию Kempinski Hotels. Строительство гостиницы шло интенсивными темпами, и уже 1 апреля 2001 года, в день одесского фестиваля «Юморина», здание было открыто.

Новой гостинице был предоставлен пятизвездочный статус, а на его фасаде блеском сверкала табличка Kempinski. Однако радость нового оператора была кратковременной. Ожидаемый поток туристов и иностранных кораблей с богатыми путешественниками так и не появился, а попытка включить территорию, на которой располагалась гостиница, в свободную экономическую зону также потерпела неудачу.

В конце концов уже через девять месяцев после открытия, зимой 2002 года, Kempinski Hotels решил расторгнуть договор досрочно и покинул проект.

Что касается 20-процентной доли в гостинице, которая принадлежала Бруклин-Киев, то она была разделена поровну между двумя одесскими предпринимателями: Александром Галицким (братом экс-главы Госслужбы занятости Владимира Галицкого) и Семеном Сухановым. принадлежащее им ООО «Цезарь» стало новым совладельцем гостиницы. В марте 2002 года между ООО «Цезарь» и ГП «Одесский морской торговый порт» был подписан договор о совместной деятельности сроком до 30 декабря 2004 года. Согласно этому документу, прибыль от совместной деятельности должна была разделяться между участниками в соответствии с размером их вкладов, и таким образом ООО «Цезарь» получило полный контроль над бывшей гостиницей «Кемпински», которая теперь была переименована в «Одессу».

По истечении срока договора, в 2005 году ООО «Цезарь» подало иск в суд в ГП «ОМТП». В иске говорилось, что стороны не смогли достичь соглашения по использованию общего имущества по окончании договора, якобы нарушившего права ООО «Цезарь» в качестве совладельца.

В конце концов, судебные разбирательства завершились мировым соглашением, согласно которому обе стороны согласились на использование и эксплуатацию общего имущественного комплекса гостиницы «Одесса» в течение 49 лет.

В 2010 году после прихода к власти "донецкого клана" начались конфликты вокруг гостиницы "Одесса". Борис Колесников, тогдашний министр транспорта, утверждал, что гостиница оккупировала местная мафия и государство не получает никаких выгод от нее. Последствиями стали отмена мирового соглашения 2005 года и уголовное дело в отношении начальника порта Павлюка.

В результате в сентябре 2011 года Высший хозяйственный суд отменил решение о передаче Одесским морским торговым портом гостиницы "Одесса" в пользование третьим лицам и вернул его в управление государством. После этого, 17 декабря 2011 года, гостиница была закрыта под предлогом отсутствия прибыли, и стояла заброшенной до сегодняшнего ракетного удара.

В конце 2012 года был утвержден новый договор между Одесским морским торговым портом и новой компанией — Премьер Интернешнл, которая намеревалась управлять гостиницей. Однако поскольку компания принадлежала Александру Бабакову, бывшему вице-спикеру Госдумы РФ, договор в итоге расторгли в 2014 году на фоне начала войны, и с тех пор гостиница оставалась заброшенной и без каких-либо перспектив в будущем.

К тому же, быстрое и, возможно, некачественное строительство привело к тому, что за годы простоя гостиница полностью пришла в упадок, системы жизнеобеспечения вышли из строя, и теперь он представлял лишь тень своего прежнего великолепия — обрушились фасадные конструкции, вышли из строя системы водоснабжения, канализации , теплоснабжение, вентиляции и т.д. Умирающая гостиница превратилась в памятник бесхозяйственности.

В 2015 году одесситам пообещали, что гостиница заработает после реконструкции, однако обещания так и остались невыполненными. Ситуация сдвинулась с мертвой точки только в 2020 году. Известный одесский бизнесмен Андрей Ставницер решил реконструировать отель: именно он выкупил 20% у частных инвесторов и уже во время войны закрывал соглашение с государством.

«Этот отель — памятник раздолбанству и безвкусице — не нравился мне так же, как всем одесситам, поэтому я мечтал его наконец реконструировать. Мечтал об этом я давно, проинвестировал миллионы долларов, выкупил долю у частных инвесторов и, несмотря на войну, закрывал соглашение с государством. Инициировал концессию всей территории пассажирского Морвокзала, нашел партнеров, которые готовы были со мной инвестировать в строительство зоны, не уступающей Барселоне или Копенгагену. Даже подобрал несколько мировых урбанистов и архитекторов… Все будет. Все отстроим. Не дождетесь, твари. В Одессе будет красиво«, – написал сегодня бизнесмен в Фейсбуке.

Сейчас возникает множество вопросов по дальнейшей судьбе отеля. Сможет ли он быть восстановлен и кто возьмет на себя финансовую и юридическую ответственность за это, учитывая, что государству принадлежит 80% имущества? Кроме того, помня о сложной истории объекта, найти ответы на эти вопросы может быть также сложно, как и решить, что делать с самим зданием.

Чтобы всегда быть в курсе самого важного, читайте нас в Telegram

Комментарии

Сообщение от

Актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыболовная, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

К началу