Для дальнейшего развития морских портов правительство определило два основных механизма – концессию и приватизацию. Пилотные проекты концессии в портах «Ольвия» и Херсоне стартовали в прошлом году. На очереди – приватизация малых портов «Усть-Дунайск», Белгород-Днестровский и Скадовск.
О приватизации этих портов поведал заместитель председателя Фонда государственного имущества (ФГИ) Тарас Елейко.
«Это небольшие региональные порты, которые требуют больших инвестиций и сейчас находятся не в лучшем состоянии. Некоторые из них сейчас нормально не функционируют. Поэтому правительство приняло решение употреблять такую модель, как приватизация. Конечно, если мы говорим о больших, стратегических портах для государства, то концессия выглядит более приоритетной. Когда же мы говорим о небольших объектах, которые не имеют важного значения для государства, целесообразно выбирать модель приватизации и передачи объекта частному собственнику», — отметил он.
Однако есть и проблемы, которые очень усложняют приватизацию портов в Украине — большинство из них погрязли в судах, залогах и арестах.
«Наиболее сложная ситуация в порту Скадовск, так как, согласно информации госреестра, все имущество порта сейчас арестовано. Также часть порта все еще находится в АМПУ, и сейчас мы работаем над процессом передачи, чтобы сформировать целостный имущественный комплекс порта. И, наверное, Скадовск будет последним из трех портов, переданных на приватизацию, поскольку сейчас два других порта лучше подготовлены к этому процессу. Думаю, что приватизационный аукцион по этому порту мы еще не можем объявить в конце этого года, но смена собственника произойдет уже в 2022 году.
Что касается порта «Усть-Дунайск», то на сегодняшний день практически все имущество передано на баланс порта. Сейчас мы начинаем процесс инвентаризации этого имущества и надеюсь, что уже в начале третьего квартала будет оглашен аукцион.
Такая же ситуация у порта Белгород-Днестровский. Единственный вопрос в том, что там есть несколько арестов и сейчас мы работаем над их снятием, чтобы выставить порт на аукцион. Рассчитываем, что это также произойдет в начале – середине третьего квартала», – отметил Тарас Елейко.
Он также озвучил метод действий со стороны возможных покупателей.
«Для начала нужно зайти на сайт privatization.gov.ua и подписаться на данные порты, если у них есть заинтересованность. Тогда инвестору придет оповещение, когда будет оглашен аукцион. Далее нужно изучить всю информацию об интересующем объекте и условиях продажи. Со всеми процедурами можно ознакомиться также на указанном сайте. После этого, для участия в аукционе, необходимо зарегистрироваться на любой из более чем сорока площадок, подключенных к Прозорро.Продажи, принять участие в аукционе и, в случае выигрыша, оплатить стоимость объекта и получить разрешение Антимонопольного комитета Украины (АМКУ). После этого инвестор сможет получить объект во собственность», – подчеркнул Тарас Елейко.
Также у страны есть два четких требования к инвесторам. Первое: у инвестора должна быть полностью прозрачная и открытая структура собственности. Второе: клиент не должен быть связан со страной-агрессором.