Волонтерство

Как строить мосты между людьми с помощью психологии: опыт Андрея Бортова

Одним из участников Первого закрытого благотворительного аукциона «Волонтерский оберег», а, в результате, и победителем онлайн голосования на лучший социальный проект, стала общественная организация «Ассоциация психологов, психотерапевтов, медиков, педагогов и ученых «Психологическое пространство ЦДК».

Сегодня ElitExpert пообщался с основателем этой организации, психологом Андреем Бортовым, чтобы узнать,в чем разница между профессиональным подходом и т.н "инфоцыганщиной"; правда ли, что ПТСР наблюдается только у военных; как помочь детям с особенными образовательными потребностями, да и в целом получить ответы еще на десятки вопросов, касающихся психологии и отношения к ней со стороны общества.

— Андрей, расскажите немного о своем образовании и профессиональном пути…

По первому образованию я инженер-технолог портовой перегрузочной техники. Но на самом деле работал по специальности я только во время практики и летних каникул. Как только я окончил университет, практически сразу пошел в творчество. Участвовал в КВН, затем 8 лет проработал на радио и телевидении. Работал как на местном ТВ, так и на национальном телеканале "Интер". У меня есть собственный проект "Школа научных чудес": он существует уже 12 лет и побывал в 13 странах мира - от Европы до арабских стран

– А что это за проект?

— - Моей дочери было два года, и я хотел, чтобы она знакомилась не только с развлекательными, но и познавательными вещами. Сейчас же наш проект ориентирован на школьную аудиторию в возрасте 6-14 лет, потому что это формат, который им интересен. На Западе существует концепция "edutainment" – сочетание образования и развлечений. Важно найти баланс между этими составляющими, чтобы оставаться в своей нише. Я всегда называл «Школу научных чудес» волшебным “пенделем” для тех детей, которые хотят что-то выучить, но им не хватает мотивации.

При этом с самого начала работы "Школы" мы занимались благотворительной деятельностью, отдавая часть билетов на эти цели. Билеты стоят недешево, но нам важно было предоставить возможность посещения шоу тем детям, которые не могли себе этого позволить. Мы сотрудничали с различными департаментами горсовета, занимающимися делами семьи и молодежи, отдавали им билеты и сами организовывали благотворительные концерты.

– Ваш проект изменился со временем?

— Да, проект эволюционировал и теперь это фестиваль под названием «Мозгофест», где «Школа научных чудес» — это ключевая часть программы. Мы нашли временный дом в Театре "Маски", который очень нас радует. Это позволяет нам не ограничиваться редкими концертами, а проводить шоу ежемесячно.

  Часто говорят, что мы воплощаем в своих детях свои мечты или потребности. Вы согласны с этим?

— Вполне. Я считаю, что важно прислушиваться к желаниям ребенка. В связи с этим у меня родился информационный продукт "Опытный папа", где я провел несколько лекций для родителей. Потом, когда начался карантин, я стал создавать видеосюжеты, объединяющие эксперименты из подручных средств, которые родители должны были делать вместе с детьми. Я даже написал материал на целую книгу, даже название придумал – "Как продать ребенка или здравый подход к воспитанию". Это потому, что многие детские занятия по желанию родителей превращаются в интересную форму "монетизации" ребенка.

— Выходит, вы стали экспертом в развитии детей совершенно случайно?

– Можно сказать и так. Я стал для родителей тем авторитетом, который умеет найти подход к детям. Моя база практического опыта взаимодействия с детьми и родителями привела к получению третьего образования - психологии. И сейчас я убежден, что возрастную психологию нужно изучать в каждом ВУЗе, в каждой специальности, чтобы улучшить общение между людьми. Ведь, зная особенности развития на разных этапах возраста, мы могли бы избежать многих конфликтов.

— И какое направление вы выбрали для дальнейшего образования?

- Сейчас у меня прекрасная аспирантура. Год назад мы открыли психологический центр, ставший общественной организацией. Ассоциацией психологов, психотерапевтов, медиков, педагогов и ученых – «Психологическое пространство ЦДК».

Объясню, что это такое. Буквально сегодня я общался с девушкой, специализирующейся на определенной области психологии, и объяснил, что мы не конкурируем с разными направлениями и школами психологии. Напротив, наш центр способен объединить их все.

Плюс к этому, важным аспектом нашей деятельности является то, что мы предоставляем площадку для практической подготовки студентов из многих одесских вузов. Они приходят к нам в "Психологическое пространство ЦДК" для производственной, ознакомительной или преддипломной практики, получая возможность познакомиться с работой психолога в разных её форматах. Мы организуем для них встречи в центре психического здоровья и приглашаем известных (и не очень) психологов, а также интересных людей, нашедших себя в определённой сфере. Это открывает перед студентами совершенно новые возможности. Также на прошлой неделе мы интегрировали студентов в нашу онлайн-группу для детей, где они могли наблюдать за ними и участвовать в процессе. Я стремлюсь вовлекать их в различные аспекты работы психолога, демонстрируя, что профессия может включать не только индивидуальные сессии, но и групповую работу, что особенно актуально сегодня.

- - А где вы видите главное применение работы психолога?

- Вообще, работа психолога может быть очень разнообразной. Например, можно работать в школе, или внедрять корпоративную культуру в компаниях, где даже существуют отдельные психологические службы, или заниматься консультациями в психологических службах госучреждений. Есть позиции психолога в колл-центрах, а также специалисты, работающие без привязки к определенному направлению, предоставляя консультации всем желающим. Отдельно стоит работа психолога-профориентолога, помогающего подросткам выбирать будущую профессию, и психолога-медиатора, решающего конфликты между людьми или организациями без привлечения юристов. Можно быть и психологом-адиктологом, специализирующимся на помощи людям с зависимостями.

Мы стремимся быть своего рода проводником, демонстрируя студентам разнообразие направлений в психологии. И в этом аспекте мы также желаем развиваться, создавая новые курсы и проекты в сотрудничестве с вузами. Наша цель – чтобы эти программы были сертифицированы и соответствовали высокому качеству, а не просто были придуманы без определенной структуры или цели.

В чем разница между профессиональным подходом, консультированием, обучением и т.н. «инфоциганами»?

- Главный аспект профессионализма - это работа в рамках установленных стандартов и форм. Отличие профессионального подхода от "инфоцыганщины" - в сертификации и системности предложений. "Инфоцыгане" могут предложить что-то интересное и полезное для личностного роста, но чаще всего это несертифицированные и отдельные проекты, не вписывающиеся в общепринятые рамки. В профессиональной среде важна ответственность: если мы приглашаем спикера, его вклад должен приносить реальную пользу, а не “денег срубить” и уйти. Кстати, это касается не только поддержания стандартов образования, но и вопроса мотивации и целей. Это кстати, и ответ на вопрос. почему мы работаем в Украине. Мне уже во время войны предлагали открыть филиал в Арабских Эмиратах - сказали: “Андрей, это классная возможность отсюда уехать, мы тебе поможем”. Но я чувствую, что моя роль и вклад здесь, в Украине, значительно важнее. Я хочу быть полезным и нужным не только как психолог, но и как человек, способствующий процессам обучения и развития. Это осознание и желание приносить пользу здесь и сейчас стали для меня определяющими.

Психология для вас – это бизнес, общественная нагрузка или волонтерство? Как бы вы это охарактеризовали сейчас?

Психология пронизывает всё: отношения, бизнес, помощь людям. Это наука о душе. И конечно, в современном мире невозможно вести деятельность в этой сфере, не думая о материальной стороне, все равно, частный ли это центр или работа в рамках грантов…

При этом наша деятельность также включает в себя волонтерские проекты, например, психологическую поддержку детям с сахарным диабетом, которую мы предоставляем бесплатно. Мы инвестируем собственные средства в поддержание таких программ, стремясь быть полезными. Кроме того, мы работаем с группами женщин и детей, пострадавших от войны, и многие из наших программ реализуются как на безвозмездной, так и на платной основе. Несмотря на материальные затраты, мы стремимся делать больше, чем просто психология. Наш центр служит площадкой для практического обучения студентов, мотивируя их к профессиональному росту и предлагая возможности для дальнейшего развития и трудоустройства. Мы видим нашу роль не только в обучении, но и в создании сообщества специалистов, готовых поддерживать и развивать друг друга.

Как влияет сегодняшняя ситуация в стране на развитие ваших проектов, особенно связанных с реабилитацией?

- Конечно, сейчас, более чем когда-либо, ощущается острая необходимость в реабилитации - причем не только военнослужащих, но и их семей, жен, детей. Мы сталкиваемся с категорией детей из семей внутренне перемещенных лиц и теми, кто живет в условиях сложных жизненных обстоятельств. Все они нуждаются в помощи, поскольку многие семьи вынуждены строить новую жизнь “с нуля”. Помимо этого, стоит задача реабилитации после травм, работы с горем и ПТСР, не только среди военнослужащих, но и в широком смысле, учитывая общенациональный контекст. Ведь хотя ПТСР сейчас ассоциируется с военными, он может быть далеко не только у военных. У них просто чаще встречаемая, проявляемая конституция этого расстройства.

Мы стремимся повышать квалификацию специалистов, создавать сертифицированные курсы и предлагать услуги лучших специалистов. Важно понимать, что даже психологам иногда нужна поддержка других психологов.

- Многие говорят, что к психологу стоит обратиться, чтобы "мозги на место поставить". Так что на самом деле дает психологическая поддержка и консультация?

- Психология помогает лучше разбираться в своих чувствах и реакциях, особенно в сложных жизненных ситуациях. Грубо говоря - психолог в первую очередь нужен, чтобы человек чуть больше узнал про себя самого. Это касается не только личностного роста, но и умения находить "ресурсы" в себе, когда вокруг - серьезные испытания, например, война, как сейчас. Второе важное направление работы психолога - групповые сессии, где люди с схожими проблемами могут поддержать друг друга. Такие встречи помогают осознать, что ты не одинок в своих переживаниях.

Кроме того, психолог помогает родителям лучше понять своих детей и их возрастные особенности. В общем сейчас психолог становится неотъемлемой частью любой сферы - от образования до здравоохранения.

В чём вы видите роль психолога для человека и общества в целом? Считаете ли вы, что психолог помогает взглянуть на ситуацию более объективно?

- Разумеется, психология добавляет адекватности и объективности в восприятие мира человеком. Часто из-за переживаний или низкой самооценки мы воспринимаем себя и окружающую действительность не так, как есть на самом деле. Психолог помогает увидеть реальность более ясно, что упрощает взаимодействие с окружающими и делает существование более гармоничным.

То есть психологическая помощь — это своего рода «волшебный пинок»?

- Точно. Но важно понимать, что в конечном итоге всю работу над собой делает сам человек. Психолог лишь направляет и поддерживает на этом пути.

- Какие задачи и проекты в приоритете для вас сейчас?

- В первую очередь, я хочу, чтобы наш Центр психологической помощи стал мощным мультидисциплинарным центром, который будет эффективно помогать людям в соответствии с нынешними вызовами. Это первое, второе - у нас есть ряд специализированных направлений, даже в рамках нашей общественной организации. У нас есть центр психологической помощи детям с особыми образовательными потребностями. Это особенные дети, и им, и их родителям требуется особый подход. Мы сейчас ищем разные возможности, активно участвуем в различных мероприятиях, говорим об открытии детского инклюзивно-ресурсного центра. Хотя это имеет частичное отношение к психологии, я считаю, что это крайне необходимо для нашего общества сейчас.

Одно из важнейших направлений для меня – это подготовка кадров. Поэтому мы открыли в рамках нашей организации подразделение, названное Центром повышения квалификации и обучения психологов.

В нашей деятельности мы сотрудничаем с несколькими учебными заведениями: Педагогическим университетом им. Ушинского, Водным университетом, Высшей морской академией, Международным гуманитарным университетом. В планах — партнёрство с Академией Связи, Политехническим и Военным университетом, Юридической академией.

   Есть еще такой момент, что когда про тебя мало кто знает, тебя мало рекомендуют. Но студенты походили на другие практики, которые им рекомендовали другие, а пришли к нам. Я вижу, что им интересно, и студенты выбирают нас, находя здесь интересные возможности для развития. Например, они могут организовать и провести психологические мероприятия с профессиональной поддержкой: с использованием презентационного оборудования, качественного звука и комфортных условий для онлайн и офлайн участия. Такой опыт позволяет им чувствовать себя уверенно и профессионально, работая в благоприятной среде. Это важно не только для их личностного роста, но и для подготовки к будущей карьере психолога.

Можете ли вы подробнее рассказать об инклюзивном центре? Какие задачи он будет решать и какие специалисты в нем будут работать?

  - Наш инклюзивный центр предназначен для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Основная его задача – предоставить качественную поддержку и специализированные услуги, которые будут включать индивидуальные и групповые занятия, разработанные с учётом уникальных потребностей каждого ребёнка.

 При этом для полноценной работы центра требуется финансирование, в первую очередь, на аренду помещения и оплату труда высококвалифицированных специалистов – логопедов, педагогов, нейропсихологов и инструкторов по лечебной физкультуре. Наша цель –создать среду, где каждый ребёнок сможет получить необходимую помощь и развитие в комфортных и поддерживающих условиях.

В течение года мы реализовали программу совместно с благотворительным фондом Family Plus, направленную на улучшение психоэмоционального состояния детей с особыми образовательными потребностями, расстройствами речи и нарушениями речевых функций в возрасте от 3 до 9 лет. И мы заметили, что главная потребность родителей заключалась в социализации их детей и получении качественной помощи от специалистов. Поэтому мы организовали малокомплектные группы от двух до четырёх человек, где родители также активно участвовали в процессе, работая напрямую с детьми. Это принесло хорошие результаты: дети начали больше общаться с другими, привыкая к новой среде, а родители приобрели больше знаний и уверенности в вопросах развития и воспитания своих детей.

- Что вы можете рассказать о своей команде?

- Мы проделали значительную работу по формированию команды, которая сможет с нами сотрудничать. Важно было обеспечить, чтобы все методики были сертифицированы и чтобы весь процесс соответствовал логике правильного подхода. Мы добиваемся того, чтобы стоимость услуг была приемлемой, даже если нам не удастся найти дополнительное финансирование. Таким образом, стоимость услуг будет ниже среднерыночной, что позволит нам работать эффективнее.

На данный момент мы готовы временно отказаться от прибыли, лишь бы хватило средств на оплату труда сотрудников, аренду помещений и необходимые для развития проекта закупки. Это такое сочетание социальной инициативы с коммерческой деятельностью, потому что полностью бесплатно мы пока не можем себе позволить работать над проектом. Но это очень важное и необходимое начинание.

· Подсчитывали ли вы, какова будет стоимость проекта, чтобы он функционировал, скажем, в течение года?

- На самом деле стоимость не очень велика. Если говорить о аренде, то это где-то 8-10 тысяч долларов в год за помещение. Мы получаем такие условия аренды при условии, что центр будет проводить социальные инициативы, так что ставка аренды снижается. Таким образом, мы можем арендовать большую площадь по более низкой стоимости за квадратный метр. Бизнес идет нам на встречу, предлагая, например, годовую аренду по льготной цене, если реализуются такие программы. В итоге, это около 350-400 тысяч гривен. Плюс, зарплатный фонд для специалистов – примерно 100 тысяч гривен в месяц. С такими затратами проект может работать практически на самоокупаемости, и все дети смогут посещать его бесплатно.

Вообще, мы видим, что в настоящее время многие люди и организации готовы оказывать помощь, но иногда бизнесу не хватает понимания того, как работает система поддержки. Проблема многих благотворительных организаций и общественных фондов в том, что они не могут четко и понятно донести до потенциальных грантодателей суть своей деятельности. Важно не только говорить о том, что организация проводит занятия для детей, но и показывать, какие критерии и показатели успеха используются для оценки эффективности этих занятий. Грантодателям необходимо видеть не только финансовые отчеты, но и наглядные результаты работы программы, чтобы убедиться в ее ценности и влиянии.

-      То есть проект потребует около двух миллионов гривен в год?

- Да, в гривнах это кажется большой суммой, но это всего лишь 50 тысяч долларов в год. А примерное количество детей, которые смогут регулярно участвовать в программах и пройти реабилитацию с заметным результатом, – не менее 350-400 человек за год. Это довольно значительный объем, поэтому действительно стоит своих инвестиций.

Мы сотрудничаем с представительницей одного из инклюзивно-ресурсных центров Одесской области, очень активной и прогрессивной, и разработали специальный протокол вхождения ребенка в программу. То есть ребенок должен посещать занятия в течение примерно 1,5-2 месяцев, в течение которых специалист заполняет различные пункты этого семистраничного документа, который по сути является формой диагностики. После этого для ребенка разрабатывается план на следующие полгода-восемь месяцев, согласно которому он будет посещать занятия по определенному графику. Таким образом, первые пару месяцев занятий также служат диагностикой, позволяя нам точно определить проблемы, с которыми пришел ребенок. Изменения у таких детей происходят не сразу, поэтому необходимы минимум 8-9 месяцев обучения в рамках разработанного плана.

– А насколько посильной будет сумма, которую придется платить родителям?

 - Наша идея заключается в том, чтобы обеспечить возможность занятий для всех детей, вне зависимости от финансового положения их родителей. Родители, которые не могут позволить себе оплачивать участие своего ребенка, смогут вносить определенную сумму, платить почасово… Эта оплата позволит поддержать систему таким образом, чтобы она была доступной и для тех детей, чьи родители не имеют возможности оплатить эти занятия. Таким образом, создается сбалансированная система, которая работает на благо всех участвующих детей, позволяя каждому ребенку получить равный доступ к образовательным и развивающим программам, независимо от финансовых возможностей их семей.

Все родители, участвующие в программе, подают заявление о своем участии, и у нас есть база данных этих семей. Мы активно организуем мероприятия для детей с особыми образовательными потребностями, которые не только предоставляют возможность родителям немного отдохнуть, но и дают им новые инструменты и знания, помогающие лучше понимать и поддерживать своих детей. В общем, я уверен, что всё у нас получится!

Беседовала Елена Овчинникова

Комментарии

Сообщение от

Актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыболовная, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

К началу