Экспертный клуб

Как улучшить танк Leopard 1 - эксперт

Александр Коваленко

Украина может стать одним из основных операторов танков Leopard 1 в ближайшее время. Когда появилась первая информация о передаче данных танков Украине, возникли споры о том, насколько это целесообразно с учетом их моральной и технической устаревшей. Возможно ли модернизировать танк Leopard 1 и как он поможет ВСУ в контрнаступлении — размышляет в своем блоге военно-политический обозреватель группы "Информационное сопротивление" Александр Коваленко.

Недостатки танков Leopard 1

Александр Коваленко: Одной из причин критики Leopard 1 был факт наличия у него очень слабой брони, которая не способна уберечь экипаж не то, что от выстрела РПГ-7 или бронебойного 30-мм, но и от разрыва в ближней зоне артиллерийского снаряда.

При этом броня была лишь одним из вызывающих сомнения моментов. Вопросы возникали и к ресурсу пушки L7A3. Да, эта 105-мм нарезная пушка на 56 калибров грозная, снайперское оружие даже по нашим современным меркам и ее небезосновательно стоит бояться линейке танков врага Т-72/Т-80/Т-90, но большей частью в Leopard 1, отправляющихся в Украину. , их ресурс либо произведен, либо на грани.

Были вопросы обеспечения боекомплектом, пропорционально и без дефицита, особенно с учетом отсутствия серийного производства выстрелов.

Также мало кто упоминал и о том, что Leopard 1 после пробега в тысячу километров по бездорожью требовал среднего и более серьезного ремонта, который провести в полевых условиях не всегда возможно.

Собственно, продолжать можно долго, но все же эти доводы не изменят того факта, что эти непростые во всех отношениях машины станут частью нашего танкового потенциала.

Как поправить ситуацию?

На мой взгляд, первая задача, которую следует решить – это повысить выживание машины. Ведь, к примеру, если разглядеть уязвимые зоны на башне Leopard 1, то их там, в принципе, нет. Ибо сама башня Leopard 1, это одна сплошная уязвимая зона, в которой сразу находятся 3 члена экипажа из 4-х.

Именно поэтому я неоднократно повторял, что, будучи командиром танкового подразделения, я бы своих людей никогда не посадил в Leopard 1. Но я не командир танкового подразделения, а решить проблему слабой брони машины, хотя бы частично, но можно и даже нужно.

Канадцы имели хорошее решение. Это модификация Leopard 1C2, оснащенная дополнительным комплектом MEXAS-M бронирования с комбинированными композитными элементами, произведенными немецкой компанией IBD Deisenroth Engineering.

Кстати, здесь еще одно небольшое отступление. Практически у каждой страны, являющейся оператором Leopard 1, их танки имеют небольшие или очень ощутимые отличия от оригинала. Это, в свою очередь, затрудняет их унификацию при обслуживании и обеспечении однотипными запчастями или оборудованием.

Ярким примером последних дней является закупка для Украины 49 бельгийских Leopard 1A5BE. Особенностью Leopard 1A5BE являются многоканальные прицелы SABCA TI бельгийского производства, автоматизированная система управления огнем и специфическая башня.

Теперь, чтобы отправить несколько исправных и боеспособных Leopard 1A5BE, необходимо каннибализовать несколько других Leopard 1A5BE, ибо установленное на них уникальное бельгийское оборудование уже не производится.

Навесная броня MEXAS состоит из керамического слоя и органотекстолита на основе высокопрочных волокон кевлара или Dynema. Керамический слой обеспечивает разрушение шаров и снарядов, посредством распределения кинетической энергии с большей площади основания, остаточная энергия поглощается огранотекстолитовым слоем. По степени стойкости этот вид комбинированной брони, при одинаковой массе со стальной броней, превышает ее вдвое.

Преимущества Leopard 1

Танк при такой модификации весит около 42,5 тонн, что, как ни странно, критически не сказывается на показателях мобильности Leopard 1. Замечу, что мобильность является несомненным преимуществом этих танков. У танка отличное ускорение и идеальный крутящий момент. Особым преимуществом Leopard 1 является его плавный ход, снабженный динамически сбалансированным ходом подвески катков.

Удельная мощность танка Leopard 1C2 – 19,5 лошадиные силы на тонну. Здесь следует сравнить этот показатель с основным конкурентом Лео периода Холодной войны – Т-62. У советского танка удельная мощность составляла в зависимости от двигателя 15,7 л.с/т и 18,6 л.с./т, что обеспечивало ему более-менее, но все же приемлемую мобильность.

Но стоило эту его базовую комплектацию дополнить, например, металлополимерными блоками (брови Ильича), это сразу критически сказывалось на подвижности и надежности Т-62. Ведь только удельная мощность падала до 13 л.с./т, а узлы танка не рассчитаны на дополнительную нагрузку.

Рекомендации эксперта

Комплект подвесной брони MEXAS устанавливается на маску пушки, башню, охватывая ее переднюю полусферу и боковые проекции, а также на борта, частично охватывая ВЛД. В общем, такое размещение можно расценивать как основу для размещения этаж, на каркасе, ДЗ. Конечно, кто-то может вспомнить мем о «Контакт-1», но для кого-то шутки, а для кого – вопрос выживания.

В общем, дополнительная нагрузка на машину может увеличиться на 1,5-2 тонны. То есть масса доукомплектованного танка может составлять 44-44,5 тонны, а удельная мощность снизится до 18,6 лошадиных сил на тонну, что вряд ли критически отразится на показателях мобильности танка, но будет влиять на его выживание в комплексе всех средств защиты. Главное только, чтобы ДЗ ставили под правильным, клиновидным углом, а не так, как иногда…

На бумаге это выглядит интересно, но я рассматриваю именно модификацию Leopard 1C2 и броня MEXAS это именно их специфика. С другой стороны, что мешает доукомплектовать отправляемые в Украину танки этой броней в Германии, а уж у нас провести доукомплектацию ДЗ?

Важным может быть доукомплектование Leopard 1 сенсорами лазерного облучения, что повысит осведомленность экипажа танка об угрозе применения российскими расчетами ПТРК, а также некоторой номенклатуре боеприпасов с полуактивной лазерной наводкой.

Уместным следует рассматривать покрытие танка накидкой для снижения заметности машины в широком диапазоне длин волн. У россиян есть аналог, который так и называется «Накидкой». Вот только потому, что двигатели российских танков безбожно чадят, а из-за их мангалов/куряков профиль ОБТ увеличился до 3 метров и более, их «накидка» как мертвому припарку. Но в комплекте с Leopard 1 она будет полезна.

Отдельная история – это уязвимость к мин. Подрыв на мини, например, ТМ-62, не только гарантированно обездвиживает танк, но и представляет угрозу недостаточно защищенному экипажу. Говорить о дополнительном противоменном бронировании не приходится, поэтому комплектация противоминным плугом или тралом обязательна для Leopard 1. Особенно с учетом того, что Украина сейчас наиболее заминированное место в мире и даже в тылу, на освобожденных территориях, нет гарантий безопасного перемещения по бездорожью.

И даже если представить, что все эти советы реализуются, этот танк все равно будет отставать от современных и даже танков эры 1980-х.

Хорошо хотя бы то, что в нынешних условиях ведения боевых действий танковые дуэли это большая, очень большая редкость. Поэтому, упор на повышение защиты от осколочных элементов артиллерии, обстрелов из РПГ-7 и ПТРК, 30-мм пушек, а также угроз с воздуха в виде барражирующих боеприпасов «Ланцет», может быть условно достаточным, для повышения выживания экипажа Leopard 1.

Чтобы всегда быть в курсе самого важного, читайте нас в Telegram

Комментарии

Сообщение от

Актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыболовная, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

К началу