Экспертный клуб

У государства есть способы помочь украинскому виноделию.

В 2019 году винодельческие компании Украины заплатили в государственный бюджет 1,507 млрд грн акцизных сборов, 300 млн грн НДС, 700 млн грн налогов с розничной торговли.

Виноградарство и виноделие – сфера, в которой задействовано на данный момент около 200 тыс. человек. Она также обеспечивает занятость отраслям, которые ее обслуживают: логистика, разница, HoReCa, консалтинг. С винодельческой отраслью также неразрывно связаны стекольное, бумажное и картонное производства – упаковка, этикетка, производство комплектующих – мюзле, пробки и т.д.

Тем не менее, емкая и перспективная украинская виноградарско-винодельческая отрасль, при общем росте продаж в категории «вино», стагнирует. Так, в период с 2014 по 2018 год, согласно данным Госкомстата, общая площадь виноградников в Украине снизилась на 6 тысяч гектаров (с 49 до 43 тыс. га).

Почему это происходит? Причина в первую очередь в том, что, несмотря на усилия украинских виноделов, бренд «украинское вино» пока еще не сформировался. При других равных условиях, потребитель, порой, выбирает недорогие импортные позиции, отдавая им предпочтение перед украинскими в том же ценовом сегменте. Соответственно продажи украинских вин не растут.

Такие процессы не лучшим образом оказывают влияние на отрасль: выкорчёвываются виноградники, сокращаются рабочие места, уменьшаются отчисления в государственный бюджет. Если не изменить эту ситуацию, украинскому виноградарству и виноделию будет тяжело выжить. Уже сейчас большинство винодельческих предприятий в Украине убыточны и нуждаются в государственной поддержке: сегодня, как никогда, необходима программа развития отрасли на ближайшие 5-10 лет.

Критичность ситуации в отрасли подчеркивает и анализ ценообразования: порядка 90% тихого вина, произведенного в Украине, продается по цене менее 100 грн за бутылку. Это та цена, в рамках которой малый и средний винодельческие бизнесы просто не смогут получить возможность инвестировать в развитие и продвижение, получить прибыль и произвести качественное вино, уплатить налоги и счета поставщиков, дистрибьюторов и сетей.

Итак, ситуация в отрасли непростая. Для производства качественного вина (а такой потенциал у нас есть) нужны инвестиции и капитал, который сами виноделы, к сожалению, не могут сформировать на таком низкомаржинальном продукте. Мы, как производители, не ждем инвестиций, и понимаем, что спасать необходимо в первую очередь крупные предприятия, от которых зависит порой благосостояние целых регионов. Также мы понимаем, что ожидать монетарной помощи от государства необоснованно. Следовательно, мы видим возможным быстро внедрить несколько простых и эффективных действий, описанных ниже.

Действие №1: отмена акциза на тихие и игристые украинские вина. Это позволит приблизить Украину к нормам и стандартам, по которым ЕС регулирует свои винодельческие рынки, а также сделает украинский продукт более доступным для отечественного потребителя.

Действие № 2: воссоздание специального фонда, в который будут осуществляться отчисления от розничной продажи вин, как это было ранее с 1,5% сбором. Сейчас практически происходит уплата двух акцизов: акцизного налога, подтвержденного акцизной маркой, и налога на розницу. Заместо того, чтоб полностью отправлять эти отчисления в местные бюджеты, их следовало бы поделить: половину оставить в местных бюджетах, половину — выслать в спецфонд, который будет финансировать системное развитие отрасли: , покупку средств для их обработки, финансирование учебных программ. Из этого же бюджета можно финансировать развитие и поддержку бренда «Украинское вино», развитие которого направлено на создание положительного имиджа украинского вина на внутреннем рынке.

Действие №3: помощь в выходе на международные рынки. Как этому может помочь государство? В первую очередь, благодаря созданию зон свободной торговли. Приведу пример: Украина пока не реализовала Договор о зоне свободной торговли с Турцией. При том, что украинские граждане даже сейчас, в период карантина, активно посещают Турцию, часто как туристы, и тратят деньги в этой стране, мы пока не можем пользоваться преференциями, которые дает зона свободной торговли. Для сравнения, соседняя Молдова успешно реализовала такой договор и при значительно меньшем туристическом потоке уже получила возможность экспортировать свои вина на турецкий рынок с нулевой пошлиной.

С 2014 по 2018 год сократилась на 6 тысяч гектаров.
Тем временем на украинских дипломатических приемах пьют, как правило, не украинское вино. Эту практику необходимо менять, ведь есть достойный украинский продукт, и именно его необходимо всеми способами поддерживать, представляя его потенциальным импортерам и потребителям в других странах.

Эти несложные «упражнения в три действия» позволят бизнесу продержаться в период создания долгосрочной стратегии развития отрасли, не являющихся конфликтами для всех участников рынка — от производителей до конечных точек продаж, импортеров и дистрибьюторов, а также показывающих свободу государства в вопросе создания инвестиционно привлекательного климата этом секторе экономики.

Анна Горкун, Новое время

Комментарии

Сообщение от

Актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыболовная, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

К началу