Электросамокаты наводнили улицы почти всех городов мира. На чем будет основываться наше правительство при принятии решений на счет электросамокатов на дорогах нашей страны.
С этим вопросом мы обратились к известному украинскому юристу, управляющему адвокатским бюро "Шавров и партнеры" Игорю Шаврову. Он разобрал существующие законы разных стран мира на счет правил дорожного движения для электросамокатов — что-то из этого рано или поздно применять в Украине.
Итак, первый электрический велосипед появился на улице городов в 1896 году благодаря производителю Хамбер – он разгонялся до 60 км в настоящее время и был громоздким и неудобным.
В первый раз мир увидел это хипстерское чудо техники в 1915 году, когда самокаты компании Autoped заполонили магазины Нью-Йорка. Почтовая служба Нью-Йорка подписала контракт с компанией Autoped по снабжению почтальонов новым транспортным средством.
Сообщества велосипедистов называли автопед уродником, а газета The Sun описала его как «одиночную карету для дьявола». Впрочем, истерия в прессе не смогла умерить всеобщий интерес: в 1917 году калифорнийские компании закупили 50 автопедов к грядущему пляжному сезону, чтобы сдавать их в аренду.
В настоящее время крупнейшие сервисы аренды электросамокатов заявили о 23 млн. поездок в год.
Прокат электросамокатов, в основном, был рассчитан на горожан, которым требуется преодолеть так называемую последнюю милю — отрезок пути между станцией электрички или метро и конечным пунктом маршрута, например, работой или домом.
Компания Bird говорит, что около 40% городских поездок на автомобилях совершается на расстоянии менее пяти километров, поэтому альтернативный транспорт вроде велосипедов или электросамокатов вполне может послужить адекватной заменой в таких случаях. Если хотя бы часть таких автомобилистов переквалифицируется на велосипедисты, то пробок на дорогах станет ощутимо меньше.
Как подчеркивают в Bird, в Мехико, где живут более 20 млн человек, одни из самых загруженных дорог в мире: во время пик машины ползут со скоростью не более 10 км в час, а поездка к работе у автомобилистов может отнимать до двух с половиной часов. .
Однако надо сказать, что далеко не все рады бурно растущему числу пользователей электросамокатов. Власти некоторых американских городов – Майами, Сан-Франциско, Вашингтона и Денвера – уже приняли меры по ограничению числа самокатов на улицах. Работа компаний по прокату там даже была приостановлена до того момента, пока не будут введены нормы, регулирующие использование этим видом транспорта.
Компании, предоставляющие самокаты в аренду, могут похвастаться большими инвестициями и очень скромными расходами: им не приходится платить за аренду мест для парковки. Этим отчасти объясняется то, что сервисам проката покупка и обслуживание большого числа самокатов обходится относительно недорого.
В результате на улицах городов появляется слишком много самокатов.
Во Франции электросамокаты и их собратья по классу «личных моторизированных средств передвижения» (ЛМСП) – моноколеса, гироподы и ховерборды – стали реальным кошмаром как для пешеходов, так и для водителей автомобилей. Если верить данным газеты Le Parisien, с 2013 по 2018 год было зафиксировано более 1300 аварий с участием владельцев электросамокатов. А в июне в Париже произошла первая авария с участием электросамоката, которая закончилась гибелью его владельца - 25-летний юноша столкнулся с грузовиком, не уступившим ему дорогу.
Все дело в том, что для собственников нет четко прописанных правил: их средства передвижения не попадают ни под какие определения, и, что самое интересное, в их случае незнание закона действительно освобождает от ответственности, потому что закона-то никакого и нет. Так что французские власти решили положить конец такой анархии и с сентября утвердили новый свод правил для владельцев ЛМСП.
Во-первых, они ввели само понятие ЛМСП, которое определяется как транспортное средство без сидения, оснащенное нетепловым двигателем, предназначенное для передвижения одного человека и без каких-либо специальных приспособлений для перевозки грузов, с максимальной скоростью строго выше 6 км/ч и ниже. 25 км/ч. Но ЛМСП может иметь сиденье, если транспортное средство имеет гироскопическую стабилизацию. Снаряжение, предназначенное только для людей с ограниченной мобильностью, не попадает в эту категорию». Во-вторых, возникли следующие ограничения: ездить на ЛМСП можно только с 8 лет; детям до 12 лет обязательно надевать шлем; лимит скорости составляет 25 км/ч; по тротуару ездить запрещено, можно только вести устройство руками рядом, не включая мотор; нельзя перевозить пассажиров; нельзя ездить в наушниках или с каким-либо вторым прибором в ушах, способным издавать звук; ночью или днем в условиях плохой видимости обязательно носит светоотражающую одежду, а также обязательно иметь на своем ЛМСП гудок, передние и задние фары. Что касается «парковки» на тротуаре, то тут власти предпочли предоставить мэриям самим принимать какие-либо конкретные ограничения, постановив, что нельзя оставлять ЛМСП в местах, где они будут мешать движению пешеходов.
Теперь владельцам всей этой техники в населенных пунктах новые правила позволяют передвигаться только по велосипедным дорожкам или автомобильным дорогам, где максимальная разрешенная скорость не превышает 50 км/ч. При этом, если водитель ЛМСП все же посмеет выехать на тротуар, ему грозит штраф в размере 135 евро. А за превышение скорости оштрафуют на 1500 евро.
В Германии электросамокаты "легализовали" в июне 2019
, а прежде прогрессивный, по современным меркам, вид транспорта находился в стране под запретом. Педантические немцы расписали строгие правила. Гонять по тротуарам категорически запрещено. Можно перемещаться исключительно по велодорожкам, ну а если таких нет – то выезжайте на проезжую часть. Недавно в министерстве транспорта было предложено открыть для электроскутеров выделенные под общественный транспорт полосы: согласно законопроекту, этот привилегия может распространиться также на легковые автомобили, перевозящие не менее трех пассажиров, и на мотоциклы с прицепами.
Граничная скорость для электросамокатов в городской черте — менее 20 км в час. Законодатели поговаривали и о том, чтобы ввести для «шоферов» специальные права, но до этого пока не дошло. Правда, глава Берлинского союза Доминик Петер потребовал в обязательном порядке отправлять владельцев электроскутеров на курсы вождения. Из-за того, что они проносятся на большой скорости мимо людей на колясках, то «стали чувствовать себя в городе гораздо менее защищенными». Как следует из сводок ДТП, ограничения для езды на электросамокатах постоянно нарушаются. Особенно немецкие стражи порядка обеспокоены тем, что владельцы скутеров с мотором не считают себе зазорным употреблять спиртное. На горизонте для них уже маячит "сухой закон" в виде нулевого промилле. Немецкие СМИ обсуждали казус, когда сразу восемь полицейских в Эрфурте пострадали при попытке остановить пьяного на электросамокате.
В Испании пока не существует принятых на государственном уровне правил использования электросамокатами. Однако еще в 2016 году Главное управление дорожного движения выпустило инструкцию, согласно которой все «индивидуальные средства передвижения», разрушающие традиционное разделение людей на пешеходов и водителей, разделяются на четыре условные категории. К первой относятся электросамокаты и другие устройства с электроприводом, скорость которых не превышает 6 км/ч. Во вторую включены сегвеи, моноколеса и электросамокаты, разгоняющиеся до 25 км/ч. В третью входят разные виды велосипедов, как с электромотором, так и без него. И, в конце концов, четвертую составляют транспортные средства с наибольшей скоростью до 45 км/ч. Для управления последними требуются права категории AM (получить их можно с 15 лет, сдавший экзамен на управление мопедом с двигателем до 50 кубических см).
Собственно, «индивидуальными транспортными средствами» являются то, что они входят во вторую категорию. Согласно инструкции, пользоваться ими можно на велодорожках и улицах, где скорость движения транспорта ограничена 30 км в час (в Мадриде это около 85 процентов всех улиц). Впрочем, там же говорится, что регулирование данного вопроса ложится на плечи мэров городов и советников, именно они должны решать, где разрешено ездить на электросамокатах, а где нет. Пока свои правила разработало руководство только трех самых крупных городов Испании: Мадрида, Барселоны и Валенсии. Во всех трех владельцы электросамокатов должны носить шлемы и всегда уступать дорогу другим участникам движения, в первую очередь пешеходам. В Главном управлении дорожного движения также намерены сделать светоотражающий жилет обязательной частью экипировки.
В Барселоне с 2017 года можно передвигаться на электросамокатах только по велодорожкам или по проезжей части пешеходных улиц (хотя звучит парадоксально, имеется в виду центральная часть, где при необходимости может проехать автомобиль). При этом в Барселоне запрещено парковать такие транспортные средства на тротуаре, чтобы не мешать пешеходам, привязывать их к деревьям, светофорам, лавкам. Власти города оставили лишь одну возможность для этого – места для мотоциклов и велосипедов.
В Валенсии правила использования электросамокатами приняли менее года назад. Владельцам устройств весом менее 25 кг и с максимальной скоростью 20 км/ч разрешили пользоваться тротуарами, но не разгоняясь быстрее 10 км/ч. А вот на электросамокатах большего размера по многим тротуарам и в пешеходных зонах уже не проехать. Что касается парковки, то для этого предназначены велосипедные стойки, а если их не обнаружится в пределах 50 метров, то привязать электросамокат можно к предметам уличной мебели (но не к деревьям) на срок до 72 часов.
А в Мадриде водителям электросамокатов запрещено слушать музыку в наушниках во время движения и пользоваться устройством в пьяном виде. Любителей "употреблять за рулем" карают штрафом: 500 евро, если уровень алкоголя в выдыхаемом воздухе превышает 0,26 мг на литр, и 1000 евро, если "выхлоп" свыше 0,50 мг. На сегодняшний день штраф в 1000 евро был выписан лишь дважды. А вот как наказывать виновников смертельных аварий с участием электросамокатов, до сих пор не ясно. Вердикт по первому делу пока не вынесен. ДТП произошло 13 августа 2018 года, когда молодой человек, управлявший электросамокатом, налетел на 90-летнюю женщину, которая от столкновения свалилась на землю и ударилась головой. Через несколько часов она кончалась в больнице. Полиция завела дело о причинении смерти по неосторожности, поскольку самокат двигался со скоростью менее 10 км в час, а управлявший им молодой человек в момент столкновения говорил по телефону.
В итоге совершенное им грех было признано прокуратурой относительно легким, в наказание за которое, по Уголовному кодексу, предусмотрен штраф. А все потому, что электросамокаты формально не являются транспортными средствами.
А вот в Японии электрические самокаты, сегвеи, гироскутеры или моноколеса пока не завоевали своего места под солнцем. Все они не отнесены к какой-либо из категорий эксплуатируемого на японских улицах транспорта. На территории островного государства, по сути, запрещено свободно передвигаться на электросамокатах и других новомодных девайсах. Так что Японию можно с уверенностью назвать велосипедной страной.
В Италии, в июле 2019 года, был принят экспериментальный нормативный акт, регулирующий использование электросамокатов, сегвеев, моноколес и ховербордов.
До его появления законодательный статус электротранспорта был достаточно двусмысленным — все, что имело 2-3 колеса и развивало скорость выше 6 км/ч, за исключением велосипедов, детского транспорта и транспорта для инвалидов, по умолчанию было принято относить к мопедам или мотоциклам. А это означало, что владельцы этих транспортных средств должны были не только повесить на них номерной знак, но и обязательно приобрести дорогую страховку. В противном случае они могли нарваться на штраф от 1200 до 1500 евро. Благодаря одобренному декрету «микромобильность», разработанному итальянским министерством транспорта и инфраструктуры, больше серых пятен в этом вопросе практически не осталось.
По новым правилам, использовать скутеры можно на проезжей части, но их скорость не должна превышать 30 км/час, а в людных районах и пешеходных зонах – 6 км/ч. Владельцы самокатов также получили возможность передвигаться по специальным велосипедным дорожкам со скоростью от 6 до 20 км/ч. Законом не допускается движение по тротуарам, также по улицам, снаряженным трамвайными рельсами.
Управлять мини-транспортным средством могут как совершеннолетние, так и несовершеннолетние, имеющие водительское удостоверение категории AM, которое выдается лицам от 14 лет для управления ТС, развивающим скорость, не превышающую 45 км/ч. Но демократический жест сопровождается введением целого ряда серьезных ограничений. В частности, на вышеуказанных «ускорителях движения» запрещается перевозить людей и грузы, осуществлять любой тип буксировки, а также совершать резкое маневрирование и производить акробатические трюки.
Несмотря на то, что многие итальянцы восприняли правила «на ура», решение о том, воплотят ли их в жизнь, будет возложено целиком и полностью на мэров итальянских городов. Через два года они доложат в министерство транспорта о том, как работает новый закон.
Первой на нововведения отреагировала "северная столица" Италии, Милан. Городские власти, начавшие тестировать закон в июле, подошли к этому очень серьезно. За первые полтора месяца за нарушение правил езды на электросамокатах были выписаны десятки штрафов в размере 99 евро. Кроме того, мэрия города во многом себя в ущерб волевым решением ввела запрет на деятельность компаний, предоставляющих в прокат электросамокаты.
Также в последние годы электросамокаты как новый вид городского транспорта получили широкую популярность в Бразилии. Но поскольку с ростом их численности пропорционально выросло и число происшествий с участием скутеров, местные власти серьезно задумались над необходимостью регулировать их использование.
Точной статистики ДТП в масштабах всей страны пока нет, но с начала года в одну больницу города Белу-Оризонты на востоке Бразилии с травмами, полученными в результате инцидентов с электросамокатами, поступило более 100 человек. А в начале сентября в том же городе произошел первый в стране смертельный случай. 43-летний мужчина умер, ударившись головой в бордюр — после падения с самоката.
Эта новость вновь спровоцировала общественное обсуждение вопроса о регулировании нового вида городского транспорта. Однако, согласно бразильскому законодательству, эта тема находится в ведении местных муниципалитетов.
Полицейские во Франкфурте на улицах. Фото: Gettyimages
В Сан-Паулу, например, в августе вступил в силу закон, вводящий ряд ограничен на использование электросамокатов. Брать их в аренду сейчас разрешено только совершеннолетним. Передвигаться можно со скоростью не быстрее 20 км в час по велодорожкам и автодорогам со скоростным ограничением до 40 км в час. На самокате запрещено ездить вдвоем, а также перевозить животных и какие бы то ни было грузы. Не считая того, компании, предоставляющие услугу аренды самокатов, обязаны будут оборудовать особые места для их стоянки. Похожие ограничения действуют и в Рио-де-Жанейро.
В обоих огородах особняком стоит вопрос об использовании защитных шлемов. Если жителям Рио пока только рекомендуется надевать их во время поездок, то в Сан-Паулу закон первоначально обязывал владельцев самокатов снабжать ими своих клиентов. Правда, после того, как законодателям напомнили, что большая часть шлемов может быть украдена в первые же сутки, этот пункт было решено проработать более досконально.