Экспертный клуб

Электросамокаты: как с ними борются в разных странах.

Электросамокаты наводнили улицы почти всех городов мира. На чем будет основываться наше правительство при принятии решений на счет электросамокатов на дорогах нашей страны.

С этим вопросом мы обратились к известному украинскому юристу, управляющему адвокатским бюро "Шавров и партнеры" Игорю Шаврову. Он разобрал существующие законы разных стран мира на счет правил дорожного движения для электросамокатов — что-то из этого рано или поздно применять в Украине.

Итак, первый электрический велосипед появился на улице городов в 1896 году благодаря производителю Хамбер – он разгонялся до 60 км в настоящее время и был громоздким и неудобным.

В первый раз мир увидел это хипстерское чудо техники в 1915 году, когда самокаты компании Autoped заполонили магазины Нью-Йорка. Почтовая служба Нью-Йорка подписала контракт с компанией Autoped по снабжению почтальонов новым транспортным средством.

Сообщества велосипедистов называли автопед уродником, а газета The Sun описала его как «одиночную карету для дьявола». Впрочем, истерия в прессе не смогла умерить всеобщий интерес: в 1917 году калифорнийские компании закупили 50 автопедов к грядущему пляжному сезону, чтобы сдавать их в аренду.

В настоящее время крупнейшие сервисы аренды электросамокатов заявили о 23 млн. поездок в год.

Прокат электросамокатов, в основном, был рассчитан на горожан, которым требуется преодолеть так называемую последнюю милю — отрезок пути между станцией электрички или метро и конечным пунктом маршрута, например, работой или домом.

Компания Bird говорит, что около 40% городских поездок на автомобилях совершается на расстоянии менее пяти километров, поэтому альтернативный транспорт вроде велосипедов или электросамокатов вполне может послужить адекватной заменой в таких случаях. Если хотя бы часть таких автомобилистов переквалифицируется на велосипедисты, то пробок на дорогах станет ощутимо меньше.

Как подчеркивают в Bird, в Мехико, где живут более 20 млн человек, одни из самых загруженных дорог в мире: во время пик машины ползут со скоростью не более 10 км в час, а поездка к работе у автомобилистов может отнимать до двух с половиной часов. .

Однако надо сказать, что далеко не все рады бурно растущему числу пользователей электросамокатов. Власти некоторых американских городов – Майами, Сан-Франциско, Вашингтона и Денвера – уже приняли меры по ограничению числа самокатов на улицах. Работа компаний по прокату там даже была приостановлена ​​до того момента, пока не будут введены нормы, регулирующие использование этим видом транспорта.

Компании, предоставляющие самокаты в аренду, могут похвастаться большими инвестициями и очень скромными расходами: им не приходится платить за аренду мест для парковки. Этим отчасти объясняется то, что сервисам проката покупка и обслуживание большого числа самокатов обходится относительно недорого.

В результате на улицах городов появляется слишком много самокатов.

Во Франции электросамокаты и их собратья по классу «личных моторизированных средств передвижения» (ЛМСП) – моноколеса, гироподы и ховерборды – стали реальным кошмаром как для пешеходов, так и для водителей автомобилей. Если верить данным газеты Le Parisien, с 2013 по 2018 год было зафиксировано более 1300 аварий с участием владельцев электросамокатов. А в июне в Париже произошла первая авария с участием электросамоката, которая закончилась гибелью его владельца - 25-летний юноша столкнулся с грузовиком, не уступившим ему дорогу.

Все дело в том, что для собственников нет четко прописанных правил: их средства передвижения не попадают ни под какие определения, и, что самое интересное, в их случае незнание закона действительно освобождает от ответственности, потому что закона-то никакого и нет. Так что французские власти решили положить конец такой анархии и с сентября утвердили новый свод правил для владельцев ЛМСП.

Во-первых, они ввели само понятие ЛМСП, которое определяется как транспортное средство без сидения, оснащенное нетепловым двигателем, предназначенное для передвижения одного человека и без каких-либо специальных приспособлений для перевозки грузов, с максимальной скоростью строго выше 6 км/ч и ниже. 25 км/ч. Но ЛМСП может иметь сиденье, если транспортное средство имеет гироскопическую стабилизацию. Снаряжение, предназначенное только для людей с ограниченной мобильностью, не попадает в эту категорию». Во-вторых, возникли следующие ограничения: ездить на ЛМСП можно только с 8 лет; детям до 12 лет обязательно надевать шлем; лимит скорости составляет 25 км/ч; по тротуару ездить запрещено, можно только вести устройство руками рядом, не включая мотор; нельзя перевозить пассажиров; нельзя ездить в наушниках или с каким-либо вторым прибором в ушах, способным издавать звук; ночью или днем ​​в условиях плохой видимости обязательно носит светоотражающую одежду, а также обязательно иметь на своем ЛМСП гудок, передние и задние фары. Что касается «парковки» на тротуаре, то тут власти предпочли предоставить мэриям самим принимать какие-либо конкретные ограничения, постановив, что нельзя оставлять ЛМСП в местах, где они будут мешать движению пешеходов.

Теперь владельцам всей этой техники в населенных пунктах новые правила позволяют передвигаться только по велосипедным дорожкам или автомобильным дорогам, где максимальная разрешенная скорость не превышает 50 км/ч. При этом, если водитель ЛМСП все же посмеет выехать на тротуар, ему грозит штраф в размере 135 евро. А за превышение скорости оштрафуют на 1500 евро.

В Германии электросамокаты "легализовали" в июне 2019

, а прежде прогрессивный, по современным меркам, вид транспорта находился в стране под запретом. Педантические немцы расписали строгие правила. Гонять по тротуарам категорически запрещено. Можно перемещаться исключительно по велодорожкам, ну а если таких нет – то выезжайте на проезжую часть. Недавно в министерстве транспорта было предложено открыть для электроскутеров выделенные под общественный транспорт полосы: согласно законопроекту, этот привилегия может распространиться также на легковые автомобили, перевозящие не менее трех пассажиров, и на мотоциклы с прицепами.

Граничная скорость для электросамокатов в городской черте — менее 20 км в час. Законодатели поговаривали и о том, чтобы ввести для «шоферов» специальные права, но до этого пока не дошло. Правда, глава Берлинского союза Доминик Петер потребовал в обязательном порядке отправлять владельцев электроскутеров на курсы вождения. Из-за того, что они проносятся на большой скорости мимо людей на колясках, то «стали чувствовать себя в городе гораздо менее защищенными». Как следует из сводок ДТП, ограничения для езды на электросамокатах постоянно нарушаются. Особенно немецкие стражи порядка обеспокоены тем, что владельцы скутеров с мотором не считают себе зазорным употреблять спиртное. На горизонте для них уже маячит "сухой закон" в виде нулевого промилле. Немецкие СМИ обсуждали казус, когда сразу восемь полицейских в Эрфурте пострадали при попытке остановить пьяного на электросамокате.

В Испании пока не существует принятых на государственном уровне правил использования электросамокатами. Однако еще в 2016 году Главное управление дорожного движения выпустило инструкцию, согласно которой все «индивидуальные средства передвижения», разрушающие традиционное разделение людей на пешеходов и водителей, разделяются на четыре условные категории. К первой относятся электросамокаты и другие устройства с электроприводом, скорость которых не превышает 6 км/ч. Во вторую включены сегвеи, моноколеса и электросамокаты, разгоняющиеся до 25 км/ч. В третью входят разные виды велосипедов, как с электромотором, так и без него. И, в конце концов, четвертую составляют транспортные средства с наибольшей скоростью до 45 км/ч. Для управления последними требуются права категории AM (получить их можно с 15 лет, сдавший экзамен на управление мопедом с двигателем до 50 кубических см).

Собственно, «индивидуальными транспортными средствами» являются то, что они входят во вторую категорию. Согласно инструкции, пользоваться ими можно на велодорожках и улицах, где скорость движения транспорта ограничена 30 км в час (в Мадриде это около 85 процентов всех улиц). Впрочем, там же говорится, что регулирование данного вопроса ложится на плечи мэров городов и советников, именно они должны решать, где разрешено ездить на электросамокатах, а где нет. Пока свои правила разработало руководство только трех самых крупных городов Испании: Мадрида, Барселоны и Валенсии. Во всех трех владельцы электросамокатов должны носить шлемы и всегда уступать дорогу другим участникам движения, в первую очередь пешеходам. В Главном управлении дорожного движения также намерены сделать светоотражающий жилет обязательной частью экипировки.

В Барселоне с 2017 года можно передвигаться на электросамокатах только по велодорожкам или по проезжей части пешеходных улиц (хотя звучит парадоксально, имеется в виду центральная часть, где при необходимости может проехать автомобиль). При этом в Барселоне запрещено парковать такие транспортные средства на тротуаре, чтобы не мешать пешеходам, привязывать их к деревьям, светофорам, лавкам. Власти города оставили лишь одну возможность для этого – места для мотоциклов и велосипедов.

В Валенсии правила использования электросамокатами приняли менее года назад. Владельцам устройств весом менее 25 кг и с максимальной скоростью 20 км/ч разрешили пользоваться тротуарами, но не разгоняясь быстрее 10 км/ч. А вот на электросамокатах большего размера по многим тротуарам и в пешеходных зонах уже не проехать. Что касается парковки, то для этого предназначены велосипедные стойки, а если их не обнаружится в пределах 50 метров, то привязать электросамокат можно к предметам уличной мебели (но не к деревьям) на срок до 72 часов.

А в Мадриде водителям электросамокатов запрещено слушать музыку в наушниках во время движения и пользоваться устройством в пьяном виде. Любителей "употреблять за рулем" карают штрафом: 500 евро, если уровень алкоголя в выдыхаемом воздухе превышает 0,26 мг на литр, и 1000 евро, если "выхлоп" свыше 0,50 мг. На сегодняшний день штраф в 1000 евро был выписан лишь дважды. А вот как наказывать виновников смертельных аварий с участием электросамокатов, до сих пор не ясно. Вердикт по первому делу пока не вынесен. ДТП произошло 13 августа 2018 года, когда молодой человек, управлявший электросамокатом, налетел на 90-летнюю женщину, которая от столкновения свалилась на землю и ударилась головой. Через несколько часов она кончалась в больнице. Полиция завела дело о причинении смерти по неосторожности, поскольку самокат двигался со скоростью менее 10 км в час, а управлявший им молодой человек в момент столкновения говорил по телефону.

В итоге совершенное им грех было признано прокуратурой относительно легким, в наказание за которое, по Уголовному кодексу, предусмотрен штраф. А все потому, что электросамокаты формально не являются транспортными средствами.

А вот в Японии электрические самокаты, сегвеи, гироскутеры или моноколеса пока не завоевали своего места под солнцем. Все они не отнесены к какой-либо из категорий эксплуатируемого на японских улицах транспорта. На территории островного государства, по сути, запрещено свободно передвигаться на электросамокатах и ​​других новомодных девайсах. Так что Японию можно с уверенностью назвать велосипедной страной.

В Италии, в июле 2019 года, был принят экспериментальный нормативный акт, регулирующий использование электросамокатов, сегвеев, моноколес и ховербордов.

До его появления законодательный статус электротранспорта был достаточно двусмысленным — все, что имело 2-3 колеса и развивало скорость выше 6 км/ч, за исключением велосипедов, детского транспорта и транспорта для инвалидов, по умолчанию было принято относить к мопедам или мотоциклам. А это означало, что владельцы этих транспортных средств должны были не только повесить на них номерной знак, но и обязательно приобрести дорогую страховку. В противном случае они могли нарваться на штраф от 1200 до 1500 евро. Благодаря одобренному декрету «микромобильность», разработанному итальянским министерством транспорта и инфраструктуры, больше серых пятен в этом вопросе практически не осталось.

По новым правилам, использовать скутеры можно на проезжей части, но их скорость не должна превышать 30 км/час, а в людных районах и пешеходных зонах – 6 км/ч. Владельцы самокатов также получили возможность передвигаться по специальным велосипедным дорожкам со скоростью от 6 до 20 км/ч. Законом не допускается движение по тротуарам, также по улицам, снаряженным трамвайными рельсами.

Управлять мини-транспортным средством могут как совершеннолетние, так и несовершеннолетние, имеющие водительское удостоверение категории AM, которое выдается лицам от 14 лет для управления ТС, развивающим скорость, не превышающую 45 км/ч. Но демократический жест сопровождается введением целого ряда серьезных ограничений. В частности, на вышеуказанных «ускорителях движения» запрещается перевозить людей и грузы, осуществлять любой тип буксировки, а также совершать резкое маневрирование и производить акробатические трюки.

Несмотря на то, что многие итальянцы восприняли правила «на ура», решение о том, воплотят ли их в жизнь, будет возложено целиком и полностью на мэров итальянских городов. Через два года они доложат в министерство транспорта о том, как работает новый закон.

Первой на нововведения отреагировала "северная столица" Италии, Милан. Городские власти, начавшие тестировать закон в июле, подошли к этому очень серьезно. За первые полтора месяца за нарушение правил езды на электросамокатах были выписаны десятки штрафов в размере 99 евро. Кроме того, мэрия города во многом себя в ущерб волевым решением ввела запрет на деятельность компаний, предоставляющих в прокат электросамокаты.

Также в последние годы электросамокаты как новый вид городского транспорта получили широкую популярность в Бразилии. Но поскольку с ростом их численности пропорционально выросло и число происшествий с участием скутеров, местные власти серьезно задумались над необходимостью регулировать их использование.

Точной статистики ДТП в масштабах всей страны пока нет, но с начала года в одну больницу города Белу-Оризонты на востоке Бразилии с травмами, полученными в результате инцидентов с электросамокатами, поступило более 100 человек. А в начале сентября в том же городе произошел первый в стране смертельный случай. 43-летний мужчина умер, ударившись головой в бордюр — после падения с самоката.

Эта новость вновь спровоцировала общественное обсуждение вопроса о регулировании нового вида городского транспорта. Однако, согласно бразильскому законодательству, эта тема находится в ведении местных муниципалитетов.

Полицейские во Франкфурте на улицах. Фото: Gettyimages

В Сан-Паулу, например, в августе вступил в силу закон, вводящий ряд ограничен на использование электросамокатов. Брать их в аренду сейчас разрешено только совершеннолетним. Передвигаться можно со скоростью не быстрее 20 км в час по велодорожкам и автодорогам со скоростным ограничением до 40 км в час. На самокате запрещено ездить вдвоем, а также перевозить животных и какие бы то ни было грузы. Не считая того, компании, предоставляющие услугу аренды самокатов, обязаны будут оборудовать особые места для их стоянки. Похожие ограничения действуют и в Рио-де-Жанейро.

В обоих огородах особняком стоит вопрос об использовании защитных шлемов. Если жителям Рио пока только рекомендуется надевать их во время поездок, то в Сан-Паулу закон первоначально обязывал владельцев самокатов снабжать ими своих клиентов. Правда, после того, как законодателям напомнили, что большая часть шлемов может быть украдена в первые же сутки, этот пункт было решено проработать более досконально.

Комментарии

Сообщение от

Актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыболовная, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

К началу