Экономика

Олег Муратов: у нашей команды много амбициозных планов

В конце прошлого года новоназначенный глава Одесской облгосадминистрации Сергей Гриневецкий сформировал свою команду. Одним из его заместителей стал Олег Муратов, чиновник с огромным опытом – стоит лишь сказать, что он свыше десяти лет занимал высокие должности в ОГА, а затем более четырех лет возглавлял Южный офис Госаудитслужбы. В интервью агентству ElitExpert Олег Муратов рассказал, чего смогла добиться новая команда губернатора за этот срок и какие проблемы и вызовы стоят перед Одесской областью.

– Мы встречались с вами сразу после вашего назначения заместителем главы ОГА. Тогда вы делились с нами планами о первых шагах на новой должности. Сейчас, через 7 месяцев, что удалось сделать, чем можете похвастаться?

– Конечно, в первую очередь оценку должны давать жители нашего региона. Впрочем, считаю, что усилиями всей нашей команды, под руководством Сергея Рафаиловича Гриневецкого, удалось навести элементарный порядок в области. Ведь порядок начинается с уборки территорий, с безопасности на дорогах, с чистоты на обочинах, с паспортизации, с приведения в нормальный вид свалок и так далее. Кроме того, нам удалось выстроить рабочие отношения с областным советом, что очень важно.

- Как вам, кстати, работается с Сергеем Рафаиловичем Гриневецким?

– Могу сказать, что очень комфортно. Мы единомышленники. Я игрок в его команде и откровенно говоря, продолжаю у него учиться. Мне и раньше поступали предложения работать в ОГА, но увидел свое место я только в этой команде. Тем более что нам еще очень много предстоит сделать. Я не хочу голословно критиковать предшественников, но акты ревизий коммунальных предприятий говорят о результатах их работы.

 - Мы знаем, что вы курируете очень важную сферу. восстановление системы орошения земель в Одесской области. По оценке профессионалов, в случае фуррора это даст массивный рывок в экономике региона. На каком этапе этот проект и почему это так важно для Одесщины?

– Да, это приоритет в нашей деятельности. На восстановление орошения, и в первую очередь на юге нашего региона, сегодня имеется сумасшедший запрос — и от фермеров, и от обычных потребителей, потому что в мире на сегодняшний день существует большой дефицит продуктов питания. Сейчас мы видим глобальное изменение климата, мы видим, как например, за июль несколько раз был побит абсолютный температурный рекорд… Поэтому без орошения мы не можем гарантировать стабильное производство продуктов питания. Это вопрос национальной безопасности. Та засуха, которая была в 2020 году, подтолкнула нас, поэтому на сегодняшний день мы выбрали 12 проектов по реконструкции и восстановлению систем орошения на территории Одесской области. В советское время орошалось около 230 тысяч гектаров, сегодня же – порядка 40-45 тысяч га. В этом году — около 55 тысяч, и мы поставили себя амбициозную задачу: за два года эту цифру вдвое.

Замечу, что и Президент Украины назвал восстановление систем орошения в стране одним из национальных приоритетов. обычный пример — средняя урожайность на орошаемых землях фактически вдвое больше, чем на землях, не имеющих таковой способности.

— Одесский регион традиционно не «отстает» в сфере развития инфраструктуры. О чем можно рассказать, оглянувшись на первые полгода 2021-го?

— Сейчас мы сейчас глобально занимаемся проектом «Большая стройка». Это и ремонт дорог, и большое количество объектов социальной инфраструктуры. Позиция правительства и наша позиция – чтобы в следующем году в этом проекте были не только школы, садики, спортивные комплексы, но и объекты, которые будут приносить прибыль. Именно поэтому мы активно занимаемся доработкой проектной документации по аэропорту Измаил. Мы видим его новым региональным хабом.

Также мы сегодня хотим восстановить цепочку морской логистики, сделать в Маяках и Шабо причал. Чтоб турист, приехавший в Одессу, имел возможность морским путем прибыть, к примеру, в Центр культуры вина «Шабо», а дальше – в Белгород-Днестровскую крепость. Летом по этому направлению достаточно загруженный трафик, особенно по выходным. По этой же причине мы вместе со Службой автомобильных дорог будем строить автомобильную дорогу в обход молдавской территории: это вопрос как национальной безопасности, так и инвестиционной привлекательности.

Аналогичная история по вопросу строительства высоковольтной линии электропередач «Новоодесская – Арциз». которая делает нашу область безопасной с точки зрения энергетической ситуации. Тем более что без стопроцентной энергетической безопасности ни один уважаемый инвестор серьезных проектов у нас реализовывать не будет.

Кроме того, мы готовим целый ряд глобальных экологических вопросов. К примеру, разрабатываем новую экологическую программу региона на 2022-2026 годы. Активно начали заниматься восстановлением лесов, приняли программу «Леса Одесщины». К сожалению, за последние пять лет у нас высаживалось от 20 до 50 гектаров лесов, а естественная убыль была гораздо больше. Поэтому мы хотим эту цифру увеличить в разы.

— А как обстоят дела в регионе с зарплатами?

— Увеличение среднего уровня заработной платы по региону – одна из наших главных задач. Уже по итогам мая мы видим небольшие улучшения. Сейчас средняя заработная плата в Одесской области составляет почти 12 тысяч гривен, а это на 370 гривен больше, чем в апреле. А по Украине в целом – 13500, но за май она, напротив, чуть-чуть снизилась, на 45 гривен.

Сейчас у нас есть положительное движение по зарплатам всех отраслей, которые у нас были у отстающих. В торговле, например, — плюс 600 гривен, в строительстве — плюс 850 гривен, в сфере общественного питания и отельного бизнеса — плюс 1500 гривен. Немного начали подтягивать и зарплаты по сельскому хозяйству.

- Кабинет мведет мониторинг социально-экономического развития регионов, где учитываются 38 разных показателей. Как мы смотримся на фоне всей страны?

– Высмотрим неплохо. За первый квартал 2021 года, когда наша команда начала работать, нам удалось улучшить 20 показателей, и только по восьми у нас есть снижение.

— А в каких отраслях произошли улучшения?

– Например, по показателям социальной сферы. В частности, гораздо улучшился доступ населения к административным услугам, вырос уровень инвентаризации земель региона государственной и коммунальной формы собственности. совсем значительно, с 15-го на четвертое место, удалось подняться по такому показателю, как уровень использования средств дорожного фонда, предусмотренных для стройки, реконструкции и ремонта авто дорог. Это значит, что мы заранее прочли ситуацию, вовремя провели все тендерные процедуры вместе со Службой автомобильных дорог и запустили процесс. Еще есть даже такой важный, но достаточно малопонятный обычному человеку показатель, как «среднее количество участников открытых торгов в тендерных процедурах». Мы были на 21 первом месте, а поднялись в первую пятерку, стали четвертыми по стране. Почему этот показатель важен? Он оказывает непосредственное влияние на эффективность использования государственных средств. Чем больше участников тендера, тем больше вероятность, что снизится цена. Поэтому люди идут к нам, участвуют в тендерах, так как видят, что нет «договорняков», у которых тендер заранее расписывается на двух участников и что они реально могут выиграть.

- Вам приходится работать в условиях продолжающейся пандемии.

– Поэтому для нас сейчас ключевая задача – максимальная вакцинация населения. За последние выходные в Одессе вакцинировано за сутки около 7 тысяч человек. Мы, правда, считаем, что по области должны вакцинироваться в сутки не менее 10 тысяч, но справедливости ради, мы начинали с цифры не в 7 тысяч, а в семьсот и даже того меньше.

— Сегодня в Одесской области образована 91 объединенная территориальная община – это самое большое число общин по регионам Украины. Причем у многих из них в прошлом году были первые выборы. Есть ли трудности в этом вопросе?

– Некоторые руководители выиграли выборы, а что делать дальше – не знают: мол, как-то оно будет. То есть мы видим нехватку квалифицированных управленцев на местах. А их нужно элементарно сначала научить, а только потом с их спрашивать. В общем, мы ежедневно с ними на связи.

И приходится разговаривать иногда и в жестком режиме. Многие привыкли, что хорошим руководителем считается тот, кто написал 10 писем Президенту, Премьеру, Губернатору, чтобы на их нужды отреагировали сверху и что-то сделали. Но сейчас, в условиях децентрализации, финансовые составляющие и ресурсы спущены на места, отчисления идут в местные органы власти. В некоторых общинах сейчас бюджет сопоставим с областным бюджетом развития… Поэтому самое сложное — поменять их мировоззрение.

– Как известно, морская отрасль – одна из важнейших для региона. Что делается в этом направлении и удалось ли решить вопрос с задолженностями по зарплатам в портах региона? 

- Ситуация сложная. Дело в том, что заработная плата привязана к доходам. Если предприятие успешно работает, то есть за счет чего платит зарплату. Если работы нет или ее мало – то отсюда все проблемы. А ведь за первое полугодие этого года в портах региона обработано только 47 млн ​​тонн грузов – это на 10 миллионов меньше, чем в прошлом году. Мы полагаем, что поток зерновых грузов эту ситуацию в значительной мере изменит, но пока имеем, что имеем. Все порты в Одесской области показали минусовые результаты, только Измаильский порт вышел в небольшой плюс. Если брать, к примеру, порт Южный, самый крупный порт в Украине, то он за первое полугодие 2021-го перевалил почти 25 млн — больше половины от всего объема перевалки по портам Одесской области на 6 млн тонн.

С другой стороны, есть позитив в том, что в руководство Мининфраструктуры пришли профессионалы. Мы друг друга слышим, понимаем, и это уже хорошо. Ну а в общем, думаю, ситуацию нам удастся переломить.

Кроме того, планируется, что скоро будут приватизированы небольшие порты региона – Белгород-Днестровский, Усть-Дунайский. Мы как областная администрация вошли в состав комиссии, определяющей условия приватизации, и прописали ключевые условия для будущих собственников. Это в первую очередь погашение всех долгов по зарплате перед работниками, запрет на сокращение штата, на перепрофилирование и т.Д.

– В заключение хочется спросить вот о чем. Знаем вас уже давно, и какую бы должность вы ни занимали, у вас всегда был конкретный план действий. Какие глобальные цели Вы ставите на этом посту?

— Ответ прост. Мы — команда Сергея Рафаиловича, мы хотим сделать так, чтобы Одесская область вновь стала лучшим регионом страны, регионом, куда хочется приезжать и жить здесь. У нас ведь очень благоприятные условия как для жизни, так и для бизнеса, есть все необходимые природные и географические условия. Также очень важно сохранить человеческий потенциал. Сейчас мы столкнулись с проблемой нехватки детских садов и школ, но при этом наблюдаем переизбыток высших учебных заведений. И мы сейчас очень активно работаем над тем, чтобы, например, наши профессионально-технические училища поменьше, наверное, выпускали секретарей-машинисток и маникюрщиц (хотя не спорю, что и эти профессии необходимы), а больше – специалистов для реального сектора экономики. Потому что у нас явная нехватка рабочих рук – и в строительстве, и в промышленности, и во многих других областях.

В целом же, отвечая на ваш вопрос, скажу так – хотим сделать наш регион настолько комфортным, чтобы люди, которые впервые едут в Украину, хотели начать знакомство со страной именно с Одесской области.  

Беседовала Елена Овчинникова

Комментарии

Сообщение от

Актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыболовная, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

К началу