Элита

65 лет встречает и проводит корабли: как живет и работает смотритель Воронцовского маяка

С весны до осени на маяк организовываются экскурсии. А теперь у смотрителя маяка как раз нашлось время поговорить.

Пошел 65-й год, когда Иван Тимофеевич Цихович вступил на службу на Воронцовский маяк, спасительный свет которого указывает дорогу к берегам Одессы. С весны до осени на маяк организовываются экскурсии. А теперь у смотрителя маяка как раз нашлось время поговорить с агентством ElitExpert. Тем более, что на прошедшем неделе Иван Тимофеевич отметил 87-летие...

– Иван Тимофеевич, как судьба привела вас на Воронцовский маяк?

– Я родился в Котовском районе Одесской области, в Цихановке. И фамилия у меня соответствующая. Окончил семилетку. Приехал учиться в Одессу на токаря в 1949 году. Но к тому времени училище расформировалось, и меня направили в профтехшколу на слесаря-инструментальщика. Проучился полгода, побывал на практике в артеле, где делали велосипеды. 

С учебным процессом начались проблемы, переведенные на портного женской верхней одежды. Затем армия, где приобрела специальности радиста и шофера. И решил учиться в Одессе на связиста. В 1956 году, когда только восстановили Воронцовский маяк, разрушенный в годы войны, пришел на него радистом. А потом стал смотрителем маяка.

- Как менялось обеспечение и принципы работы маяка со временем?

– Сначала мы работали на керосино-калийном топливе, потом на ацетиленовых водках, электричестве, а сейчас на солнечных батареях. Высота нынешнего маяка почти 30 метров, а его свет виден на 15 миль. Чтобы подняться на маяк, нужно пройти 135 ступенек. Кстати, электричества для его работы не нужно – он работает на недавно установленных солнечных батареях и светодиодах. Каждые три тысячных секунд проблеск красного цвета, а повторяющийся цикл набора световых сигналов составляет 12 секунд. При тумане включается еще и звукосигнальная установка – наутофон.

Условия для работы сейчас очень удобны. В 1950-е годы все было гораздо сложнее. Зимой огромные волны захлестывали маяк, замерзая на его стенах. Даже колокол, находившийся на высоте 8 метров, превращался в ледяную глыбу. Иногда в шторм до берега невозможно было добраться. Топили печку-буржуйку и так грелись.

- Приходилось ли рисковать жизнью?

– В 1957 году, 1 января, я возвращался с вахты. Был густой туман, шторм, волны перекатывались через брекватер. Я шел впереди, пробивал ломом обледеневшую дорожку, как вдруг на меня обрушилась волна, и я оказался в воде. И второй вахтенный тоже. Я бросил ему свой держащийся на плаву непромокаемый портфель. А сам попытался подплыть к стенке. Температура минусовая. Матросы спустили баркас, вытащили нас. В ледяной воде мы пробыли около получаса. Меня отвезли в больницу, а когда я пришел в себя, то первое, что я спросил – где моя куртка. Мне сказали, что она влажная осталась в порту. Я потребовал отвезти меня в порт за курткой, потому что в ее кармане был пропуск в порт. Как, мол, без пропуска я попаду на маяк? 

— Верно, что суть работы маячника состоит в том, чтобы помогать морякам и спасать их жизни?

– Да, для этого нужен маяк с огнями, постоянным присутствием в эфире и сиреной-наутофоном. Когда недавно рыбаки в тумане заблудились в районе Санжейки, то благодаря маячной сирене смогли добраться до берега.

- Вы были свидетелем крупнейшей катастрофы в Одесском заливе?

– Да. Сейчас на маяке даже установлена ​​мачта, которую подняли с теплохода "Моздок". 13 января 1972 года капитан «Моздока», выходя из порта, в тумане не заметил стоявший на якоре болгарский «Лом». Грохот был такой, что в нескольких милях, чуть было. Я подал сигнал на маяке. Береговая охрана спасла пассажирам жизни, потерпевшим бедствие. На борту Моздока был дуст. И Черное море еще долго восстанавливалось после этого бедствия.   

Также помню, как 44-тысячный контейнеровоз, выходя из порта, протаранил маяк. Повреждения восстанавливали целый год. Или вспоминается, как теплоход «въехал» в Карантинный мол. При этом был поврежден электрический кабель, питающий маяк… Множество есть разных историй…

– Иван Тимофеевич, что для вас значит маяк?

— Как говорил Паустовский, «Маяки – святыни морей. Они принадлежат всем и неприкосновенны, как полпреды государств». Наш маяк – это символ Одессы, это ворота в страну и огород. И вот – вся моя жизнь. Кстати, сейчас к моим обязанностям прибавилась и туристическая составляющая. Общаюсь с экскурсантами, смотрю, чтоб все было в порядке. Соблюдаем правила безопасности, чтобы люди прошли по бетонному молу и увидели маяк.

Справка ElitExpert: Воронцовский маяк расположен на оконечности Карантинного (сейчас Рейдового) мола в Одесском порту. В истории Одесского порта прослеживается "династия" Воронцовских маячных огней и маяков. Они сменяли друг друга, совершенствуясь и перестраиваясь, по мере удлинения Карантинного и строительства Рейдового молова. Современный маяк – четвертый по счету.

Предыдущий маяк, простоявший с конца 19 века, был взорван в сентябре 1941 года во время обороны Одессы. Его пришлось взорвать, чтоб оставить фашистских артиллеристов в Чабанке способности прицеливаться по маяку для обстрела акватории порта.

Новый маяк был сооружен в 1956 году. До этого в 1950—1953 гг. восстановили Карантинный мол, также разрушенный во время войны. Затем на него поставили новый маяк, в отличие от прежнего, с цилиндрической башней. По традиции его называют Воронцовским. Белая башня маяка с красным фонарем изготовлена ​​на Кронштадтском судоремонтном заводе в 1954 году.

Комментарии

Сообщение от

Актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыболовная, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

К началу