Элита

Трудности одесских моряков: пандемия, рейсы по 11 месяцев и сертификаты. Интервью с директором института морского флота

ElitExpert пообщался с директором учебно-научного института Морского флота ОНМУ Александром Шумило, чтобы понять, какое будущее ждет одесских моряков в наше нестабильное время и с какими серьезными проблемами столкнулась морская отрасль в связи с пандемией коронавируса.

 - Александр Николаевич, какой набор первокурсников у вас был в этом году?

— Мы набрали три группы судоводителей, две группы механиков и две группы электромехаников, которые сейчас очень востребованы. Это 180 курсантов. На второй курс приняли 150 человек в группы судомехаников и судоводителей – ребят, которые пришли к нам учиться после колледжа с перезачетом зачетов и экзаменов. И есть пополнение в магистратуре. В основном набрали одесситов, жителей Одесской области, но также к нам приехали учиться из Винницкой области, Ровенской, Львовской, Ивано-Франковской, Николаевской и Херсонской.

- Есть девушки, которые учатся на судоводителях?

– Да, конечно. Скажу, что даже одна девушка в группе дисциплинирует ребят.   

- Из-за пандемии коронавируса Одесский национальный морской университет перешел на дистанционное обучение, внедрил новейшие технологии. Что изменилось с введением дистанционного обучения?

— Мы к этому шли 4 года, нарабатывали способы, готовились, в институте была внедрена система дистанционного обучения Moodle. Благодаря этому адаптацию к карантинным процессам прошли достаточно быстро. Преподаватели записывают лекцию на Youtube, студенты слушают лекции онлайн, занятия проводятся в программах ZOOM, Google Meet. Но очень многое зависит от самого курсанта, насколько он сам серьезно подходит к своему обучению, совершенствованию. Морская специальность провоцирует к дальнейшему обучению. И те основы, которые они получат здесь, будут играть роль в их дальнейшей карьере. Единственно проблема остается с лабораторными работами, практической подготовкой на тренажерах. Наша тренажерная база включает в себя современные тренажеры для подготовки судоводителей, судомехаников и электромехаников.

- Что сейчас с практикой на море?

— Из-за проблемы пандемии экипажи моряков не могут измениться на 11 и больше месяцев. Хотя в контракте записано 6+1. Но из-за того, что порты и аэропорты закрыты из-за пандемии, нет возможности поменяться. В летний период при смене экипажей, когда открыли порты, у нас просто разбирали кадетов, смены должны были произойти быстро. И у кого были документы, пошли в рейс. 

Весь мировой флот терпит убытки из-за пандемии. Особенно пострадал пассажирский флот, который, как прогнозируют аналитики, остановлен минимум до апреля 2021 года.  

– Пассажирский флот под угрозой?

— На утилизацию больше стало уходить лайнеров. Кризис сказался на бизнесе маленьких судоходных компаний. Сейчас на продаже Дельфин, бывшая Белоруссия, которую переименовали и переделали в казино. В деловых кругах Одессы возникло предложение купить его и постепенно возрождать туристический бизнес. Интересно, что на "Дельфине"-"Белоруссии" работал исключительно наш экипаж - механиков Водного. Наши выпускники всегда отличались умением, навыками, профессионализмом, высоким уровнем технической подготовки. Советская система строилась на отборе лучших, 16-17 % молодежи уходили в вуз. А сейчас уже 76% выпускников школ идут получать высшее образование. Советский вуз работал во второй среде. В институте второй подход в отличие от школы, но студенты за полгода вникали в систему, понимали ее и учились.

Из толкового студента можно сделать толкового офицера. Мы продолжаем традиции подготовки профессионалов. Тем более что в нашем вузе творческий подход студенты всегда занимались проектированием, созданием. И выпускники, которые идут на флот, уже могут решать задачи.  

— А получив опыт на флоте, приходят к вам преподавать?

— Когда мы открывали специальность, в приоритете приглашали на работу действующих капитанов и старших механиков. И у нас подобрался мощный энергичный состав преподавателей. Учитывая 90-летний опыт подготовки судомехаников в «Водном», эта категория наших выпускников самая многочисленная. Судебный механик – это главный инженер «города». Поэтому так важен высококомплексный подход к образованию. Если в Политехе есть теплоэнергетики, электромеханики, дизелисты, ремонтники, то судомеханик все в себя включает. Это человек, отвечающий за живучесть судна, его комфорт и безопасность.

А вот судоводители – представители самой молодой фракции наших выпускников, но в то же время самой динамичной, учитывая спрос, навигаторов.

— Европейские компании с удовольствием берут украинских моряков…

— Наши выпускники, старшие офицеры работают в европейских компаниях, где высока степень доверия между работодателем и моряком. К нам обращаются по поводу трудоустройства наших студентов. Это естественно. Мы представляем лучших выпускников. А у студентов, в свою очередь, есть конкуренция. Если ты занимаешься собой, вкладываешь в себя, то становится профессионалом, это хорошая путевка в жизнь. Многие, являясь третьими механиками, уже в 25 лет имеют свое жилье и создают семьи. У них хорошие зарплаты и перспективы роста.

- Ваш вуз настолько популярен, что к вам едут иностранцы…

– Да, с увеличившимся количеством иностранных студентов пришлось создать отдельный факультет по работе с иностранными студентами. Сейчас на нем обучается более 250 человек. На факультете преподают профессионалы: капитаны, хорошо владеющие английским языком и имеющие опыт работы. Преподавание ведется на государственном и английском языках. Английскую программу обучения могут выбрать и ребята из Украины.  

Морские общественные организации призывают к наведению порядка в системе подготовки и сертификации. Что вы думаете о проблемах дипломирования моряков?

– Мы свою учебную задачу выполняем. И заинтересованы, чтоб для наших выпускников были сделаны условия для прозрачного трудоустройства. В Украине большой спрос на морские специальности. Моряки привозят валюту в страну. Инвестируют в семьи, в государство. Это один из моментов поддержки нашей экономики. Во всех морских странах моряки находятся в приоритете. У нас на втором пути нет. Цель государства как сервиса – помочь своим гражданам. Моряки в свою очередь поддержат правительство.

Я надеюсь, что недавно созданный «Укрморречсервис» и Морская администрация сделают свою деятельность прозрачной и подойдут к делу ответственно. В первую очередь нужен дифференцированный подход к студентам и офицерам. Для выпускников морских учебных заведений необходимо разумно понизить цены на сертификаты, чтоб они могли получить рабочие документы. Сейчас же студенты вынуждены подрабатывать, чтобы заплатить огромную для них сумму за сертификаты. Справедливый, объективный и честный подход к дипломированию – главная задача морской администрации Украины.

— Какое будущее ждет украинского моряка?

— Морской транспорт — один из локомотивов мировой экономики, он составляет 85% всех перевозок. Поэтому моряк, работая в судах, способствует развитию мировой экономики. Если остановится флот, то остановится торговля. Более 150 тыщ украинских моряков (75 тыщ офицеров) работают на мировом флоте.

Профессия моряка требует мужества и профессионализма. Моряк идет на определенный риск. Особенно сейчас, во время пандемии, ему нужна помощь - нравственная и психологическая. Чтобы пойти в рейс, моряк должен придерживаться медицинских правил, пройти тестирование, обследование. Весь экипаж должен быть здоров. Так как это несение вахты, сохранность мореплавания.

Еще один аспект – сегодня суда все больше оснащаются технологическими новинками. Научно технический прогресс проникает во все отрасли и во флот. Ужесточаются технические условия по экологической сохранности. Моряк обязан будет осваивать информационные технологии, чтоб быть востребованным. Разрабатываются суда в автоуправлении. Однако, тем не менее, я считаю, что работа для моряков будет всегда. Потому что человеческий фактор остается в приоритете.

Беседовала Инна Ищук

Комментарии

Сообщение от

Актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыболовная, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

К началу