Комитет по вопросам правовой политики рекомендовал принять в первом чтении законопроект 12331-2 о внесении изменений в заключительные нормы закона о судоустройстве относительно общего срока командировки судьи.
Предлагается предусмотреть временную норму о том, что ограничения общего срока командировки судьи, предусмотренные абзацем 2 ч. 2 статьи 55 Закона «О судоустройстве и статусе судей», не применяются:
- в отношении командированных судей апелляционных судов – до дня завершения Высшей квалификационной комиссией судей конкурса на занятие вакантных должностей судей апелляционных судов, объявленного решением ВККС от 14 сентября 2023;
- относительно командированных судей местных судов – в течение отбора на должность судьи местного суда, объявленного решением ВККС от 11 декабря 2024 № 366/ЗП-24, и шести месяцев со дня его завершения.
По состоянию на 29 января 2025 года, по данным ВККС, общее количество командированных судей составляет 446, из которых 350 судей командированы решением того времени председателя Верховного Суда Всеволода Князева без указания конечного срока командировки, и 96 судей – с установленным сроком командировки. При этом, как отмечает ВККС, глава ВС в свое время направил 217 судей в суды, нагрузка в которых не превышает средний уровень.
В Министерстве финансов этот законопроект не был поддержан.
Как отмечает Минфин в своем заключении, командировка судьи в другой суд сопровождается соответствующими расходами: суточными расходами (300 грн) и расходами по найму жилого помещения (до 900 грн в сутки). Следовательно, командировочные расходы на одного судью в расчете на год могут составлять почти 438 тысяч гривен.
По информации Государственной судебной администрации Украины, с начала действия военного положения временно в другие суды того же уровня и специализации отправлено 412 судей. Поэтому общие расходы на оплату командировок таких судей в расчете на год могут составить 180,5 млн. гривен. Так, отмена ограничения общего срока командировки судьи в другой суд потребует дополнительных расходов из Государственного бюджета на соответствующий год на оплату командировок.
В свою очередь Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец в своем заключении отмечает, что в случае принятия предлагаемых законопроектом изменений существует опасение, что отдельные судьи могут быть командированы неоднократно. При этом из понимания законопроекта не следует необходимость получения согласия судьи на очередное продление срока такой командировки.
«Считаю, что заполнение вакантных мест в судах путем командировки судьи является временным решением вопроса. Отсутствие достаточного количества судей должно быть решено путем конкурсного отбора судейских кадров», отметил он.
Спасибо, что вы с нами! Монобанка для поддержки редакции ЕlitЕxpert.
