Экономика

Роман Григоришин: поможем привлечь инвестиции в маленькие и большие села Одесской области.

Как изменился туризм в Одесской области за последние годы и где находятся уникальные, но малораскрученные для туристов места, как привлечь в наш регион большое количество инвесторов, с какой целью создано агентство «ElitExpert» департамента инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, международного сотрудничества и туризма Одесской облгосадминистрации Роман Григоришин.

– Как известно, вы родом из Ивано-Франковщины. Как вы оказались в Одессе и считаете себя одесситом?

— Мы часто с родителями ездили отдыхать в Одессу, когда я был школьником. Потому еще в детстве влюбился в этот город. Он мне казался ментально близким. Я мечтал здесь жить, мечтал жить у моря, мечтал здесь учится. Но получилось так, что я поступил учиться в Киеве. Но даже учась в столице, все равно часто приезжал в Одессу. Меня тянуло сюда. Моя будущая жена тоже из Ивано-Франковской области, но училась в Одессе. Именно здесь мы и начали встречаться. Первый инвестиционный проект, который я сопровождал, тоже оказался в Одессе. Поэтому все дороги привели меня в этот город. Да, я живу здесь и мне очень нравится, мне очень близка ментальность одесситов, но я не считаю себя одесситом в пятом поколении. А вот мой сын – точно одессит!

— Возглавляемый вами департамент курирует сразу несколько разных тем – экономику, инвестиции, туризм и международное сотрудничество. Начнём с последнего. Какие страны являются главными торговыми партнерами нашей области? Что мы покупаем у них, а что продаем?

— Если оперировать цифрами, то сегодня наш стратегический рынок – регион производителей – это рынок ЕС. Совокупная доля рынка стран Евросоюза в общем объеме экспорта товаров в Одесской области за последние пять лет – более 25%. В основном это Нидерланды, Болгария, Польша, Испания, Италия, Бельгия, Франция, Румыния, Германия, Венгрия. Не менее важными для нас являются и Турция – около 10% в общей структуре экспорта области, Египет – 6,5%, Китай – 7%, Бангладеш – 3,1%, Индия – 4,5%.

Мы экспортируем зерновые: кукурузу, пшеницу, рис, ячмень, соевые бобы, просо; масло подсолнечное и животные жиры; а также кабельную продукцию; соки, джемы, нектары; радиаторы для центрального отопления; мёд и пчелопродукцию; домашнюю обувь из текстильных материалов; изделия из пластмассы для упаковки продуктов питания; электрические водонагреватели бытовые и т.д. Всего в 2020 году предприятия области продали товары партнерам из 172 стран мира.

По импорту большие поставки: из Китая – более 25%, Турции – 13,4%, США – 10%, Индонезии – 4,8%, Германии – 4,5%. В них мы покупаем: комплектующие ветровых электростанций; солнечные панели; плитку керамическую для пола и стен; автомобили грузовые и пассажирские, велосипеды, мотоциклы, тракторы; свежие овощи и фрукты (грейпфруты, лимоны, апельсины и т.д.); изделия из черных металлов; детские игрушки; электробытовые товары; огнестрельное оружие, охотничьи карабины.

К слову, наша область обычно занимает лидерские позиции по размеру экспорта услуг – 2 место посреди регионов Украины. Наибольшие объемы приходится на услуги морского транспорта, деловые услуги и услуги, связанные с путешествиями и в сфере телекоммуникаций. посреди государств-партнеров более всего экспортировались сервисы в Швейцарию, Германию, Кипр, Турцию.

Структура импорта услуг практически такая же, как и экспорта: около 80% – это транспортные услуги и порядка 13% – деловые. В 2020 году максимальный объем услуг импортировался из Китая, Кипра, Испании и Болгарии.

— Известно, что после анексии Крыма внутренний туристический поток перераспределился и большое количество украинцев, ранее ежегодно отдыхавших в Крыму, теперь едут в Одессу. Что это дает экономике региона?

– Аннексия Крыма действительно спровоцировала увеличение потока туристов в Одесский регион. Есть как негативные тенденции, так и положительные. Конечно, сегодня экономика города и области получает бешеный приток ресурсов – и это плюс. Каждый отдыхающий тратит деньги на наших гостиницах, на пляжах, в развлекательных центрах и ресторанах, пользуется транспортом. Из негатива – отсутствие качественного сервиса. Что мы делаем для туриста, чтобы он вернулся к нам еще раз? В особенности зарубежный турист. Мы должны работать не только над улучшением сервиса, но и предоставить комфортные условия сотрудничества мировым туроператорам и мировым сетевым отелям, чтобы они зашли в Одессу. Именно это станет показателем того, что мы становимся настоящим огородом-курортом международного значения.

Также для наружного потока туристов очень весомым является легализация игорного бизнеса. На территории Одессы пока только один отель получил разрешение и еще один в процессе. За таким видом развлечений приезжает не бедный турист. Соответственно его день проживания в городе гораздо дороже проживания бюджетного туриста, особенно из внутреннего потока. Если он тратит в среднем 50-100$ в день, то богатый турист потратит и 1000$. Но в первую очередь необходимо работать над сервисом.   

Сегодня нет универсальной формулы, которая позволяет получать абсолютно точные данные о количестве туристов. Статистика основывается на информации, поступающей от государственной погранслужбы, владельцев отелей, хостелов, мини-отелей области и транспортных компаний.

И все же цифры количества туристов в Одесской области за последние четыре года таковы: 5,7 млн ​​в 2017, 6,2 в 2018, 6,3 в 2019 и 4 млн туристов в 2020 году.

Последняя цифра меньше, так как в прошлом году туристическая отрасль одной из первых понесла убытки от вспышки нового коронавируса в мире. Конечно, это было непростое время и уменьшение иностранных туристов чувствовалось, но закрытые границы в некоторых странах стали толчком для развития внутреннего туризма в области. Желание путешествовать осталось неизменным. Именно такой пример мы наблюдали летом 2020 года, когда на фоне мирового карантина украинцы путешествовали по своей стране значительно больше, чем раньше. Многие путешествовали в пределах своей области или близлежащих областей. Конечно, вырос спрос на свое море, чем может похвастаться Одесская область.

В этом году ситуация значительно улучшилась, но точные цифры по количеству туристов пока не назвать не могу.

— Для людей, только планирующих отдых в нашем регионе, назовите ТОП-5 крутых, но малораскрученных туристических локаций в Одесской области – не включая Одессу.

— Я бы обратил внимание на зеленый туризм и стоит посмотреть в сторону села Маяки. Там очень много интересных локаций, заповедник, пеликаны, речные каналы и уже есть инфраструктура. Там воистину чувствуется единение с природой. Также у нас есть неосвоенная часть побережий – за Сергеевкой и дальше. Много интересных девственных пляжей. Еще косы – Будакская, также возле Сергеевки, и длинная коса-пересыпь, протянувшаяся от Лебедевки на юго-запад на десятки километров и до устья Дуная. Там можно увидеть дельфинов, приплывающих к самому берегу моря. Много интересных локаций и на севере области, например, в Савранах. Это более зимний отдых, там можно посетить Резиденцию Святого Николая. А в Березовке – лыжный курорт. Есть там и термальные источники, есть они и на Тилигульском лимане. Но тут уже вопрос в инвестициях, так как эти места еще нужно привести в порядок.  

— Другой аспект вашей деятельности – Агентство регионального развития в Одесской области, где вы являетесь главой Наблюдательного совета. Агентство создано всего полгода назад и является негосударственной организацией. С какой целью оно было создано и разве оно не дублирует функции возглавляемого вами департамента?

– Нет, совершенно не дублируются. Главная цель Агентства в названии – это региональное развитие. Вопрос в том, что Агентства в нашей стране юридически возникли в законе о региональной политике еще в 2016 году. Тогда практически все регионы (кроме нашего) создали это учреждение, но не у всех получилась "красивая" история, а в идеальной истории фактически нет ни в одной области. Для этого есть целый ряд причин. Основная – отсутствие бизнес-модели. Агентство не должно существовать за госденьги и проедать наши с вами налоги. Оно обязано быть полностью самоокупаемым инструментом. И здесь очень важно выстроить концепцию, благодаря которой Агентство может зарабатывать.

Когда пришла наша команда, мы начали искать внешний инструмент, с помощью которого можно строить грамотную инвестполитику. Мы точно понимали, что региональной инвест-няней точно не будет Департамент инвестиций Одесской ОГА. Потому что здесь работают чиновники – они могут осуществлять все что угодно, кроме коммерческого консьерж-сервиса. Тогда нам понадобился внешний инструмент и таким явилось именно Агентство регионального развития.

Думаю, что сейчас на нас обратит внимание и в Минрегионе, а в Офисе Президента уже обратили. Это действительно возможный сценарий для спасения Агентства, как институции. Мы сейчас в процессе пилотного проекта, скоро его презентуем, покажем первые промежуточные результаты и что важно – мы не тратим государственные деньги на это.

После презентации проекта первым лицам страны, дальше будут приниматься решения. Если эту модель примут за концепцию, то Одесса станет первым регионом, который построил экономически удачное Агентство. Но тут еще вопрос сотрудничества с общинами. Почему, к примеру, у Измаила получилось? Так как Измаил стабильно инвестирует в развитие города. Большинство территориальных общин считают, если есть бюджет, то его нужно потратить полностью. А по-хорошему часть этого бюджета можно вложить, инвестировать в свое развитие. Условно, 10 тыщ гривен, инвестированных в Агентство за месяц, в грантовом измерении могут через полгода дать и 100 тыщ баксов. Конечно, все зависит от качества Агентства и от предоставляемой информации территориальных общин.

= Вы упомянули о запуске пилотного инвестиционного проекта. Речь идет о ProUkraine, который вы недавно презентовали?    

– Да. Проект нового формата инвестиционной политики ProUkraine осуществляется на территории Одесской области при поддержке и содействии Офиса Президента Украины. Его основные задачи – формирование реального инвестиционного продукта в условиях существующего законодательства и инвестклимата, а также создание качественного консьерж-сервиса.

Акцент делаем на маленькие инвестиции, которые не подпадают под Закон «О гос поддержке инвестиционных проектов со значимыми инвестициями в Украине» (для проектов с размером финансирования более 20 млн евро). Мы поможем маленьким и большим селам Одесской области, а точнее, каждой объединенной общине, создать свой инвестиционный продукт, который сможет дать толчок для дальнейшего развития их территории. Одним из главных механизмов работы как раз и выступает АРР (Агентство регионального развития).

По консьержу-сервису. Если коротко, мы предлагаем инвестору заключить контракт с АРР, чтоб закрепить за ним инвестменеджера, который будет коммуницировать с хоть какими органами власти в интересах клиента. Решение всех вопросов, задач и проблем остается только на ответственности Агентства.

По продукту. Мы практически окончили паспортизацию объединенных общин, где собраны главные ресурсные точки территорий. Сейчас работаем над созданием инвесткарты с флагманскими проектами для каждой общины региона совместно с компанией HYS Enterprise. По итогу получим 91 инвестиционное предложение. С их формированием будут помогать 10 консалтинговых компаний, которые привлекают АРР для сотрудничества (пока не могу назвать SigmaBleyzer, ARBC, InVenture). Таким образом, инвестиционные продукты будут полностью соответствовать международным стандартам, а также иметь реальную экономическую выгоду. Перед выходом на рынок с конкретными инвестпредложениями мы планируем произвести каталогизацию вместе с одной из компаний Большой четверки (Deloitte Touche Tohmatsu, PricewaterhouseCoopers (PwC), Ernst & Young, KPMG).     

— Подобные агентства по привлечению инвестиций есть как в области, так и в городе. Их заявленные цели понятны, но интересуют конкретные результаты: сколько крупных инвестиций удалось привлечь в Одесский регион?

– В городе есть Офис Odesa 5T, а в области Агентство только создано. У нас есть проекты в обсуждении, в ручном режиме, так сказать. Сейчас, к примеру, ведем переговоры по строительству онкоцентра с инвестициями более 100 миллионов евро, а также обсуждается строительство битумного завода с инвестициями около 10 миллионов евро. Но на данный момент все инструменты и механизмы работы четко не отлажены. С момента открытия Агентства мы будем постоянно информировать о новых проектах, контрактах, которые подписаны с потенциальными инвесторами.   

– Ранее вы озвучивали информацию о создании Инвестиционного совета. Поделитесь подробностями.

— Инвестиционный Совет выступает консультативно-координирующим органом, благодаря которому областная и городская власть получает фидбэк от топовых представителей местного бизнеса относительно инвестиционной политики региона. В ходе общих собраний предприниматели дают свои рекомендации и видение по решению тех или иных вопросов. Это своего рода возможность выстроить прямой диалог и не вести закулисные войны. Инвест Совет займется и координацией консьерж-сервиса (для АРР), чтобы помочь наладить идеальную модель работы с инвесторами. Также одесские бизнесмены могут оказывать не только организационную, но и финансовую помощь проектам, обсуждаемым на Совете.

— И в завершение — Госстат недавно обнародовал информацию, что инвестиции в экономику страны снизились. В том числе и Одесский регион потерял 10% по сравнению с прошлым годом. Мы перестали быть привлекательными в глазах иностранцев или же причина в пандемии коронавируса?  

— Если анализировать ситуацию глубже, то сокращение иностранных инвестиций в Украину в целом начало прослеживаться еще в 2007 году. После 2014-2015 годов ситуация обострилась по понятным причинам. И если быть объективным, то у нас реально слабый и недостаточно развитый внутренний рынок, низкий уровень правовой защиты инвестиций.

Большая составляющая притока прямых инвестиций в страну – это реинвестирование в капитал предприятий с иностранными инвестициями, уже работающих в Украине. Из-за кризиса прошлого года увеличилась убыточность этих компаний. Следовательно, уменьшился и приток иностранного капитала в Украину.

Вторая причина – пандемия коронавируса. Экономическая активность приостановилась во всем мире. И на этот период нужно смотреть как на время возможностей, за которые мы можем и должны сделать домашнее задание. Сейчас экономика сжалась, но после открытия мира снова наступит большой подъем. И нужно быть готовым к этому времени: иметь свои продукты и предложения. И, может быть, это наша история фуррора, конкретно в Одесской области.

Комментарии

Сообщение от

Актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыболовная, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

К началу