Экономика

Михаил Поживанов: «Все по десять» или еще один взгляд на налоговую реформу

Что будет с экономикой Украины при утверждении новой схемы налогов?

Офис президента Украины 16 августа анонсировал новую налоговую реформу, которую уже окрестили «10-10-10». Она предусматривает резкое снижение налогов: 10% – налог на прибыль (сейчас 18%), 10% – НДФЛ и 10% – НДС (сейчас тоже 20%). Также в рамках этой реформы планируется упразднение ЕСВ и увеличение военного сбора с 1,5% до 3%.

Лидер партии «Слуга народа» Елена Шуляк заявила, что Верховная Рада рассмотрит данную налоговую реформу как только ее поддержит Кабинет министров.

В свою очередь заместитель главы Офиса президента Ростислав Шурма заявил, что на сегодняшний день обсуждение новой концепции налоговой реформы продолжается и достаточного решения еще нет.

Чтобы разобраться в нюансах возможных налоговых нововведений и понимании ситуации для бизнеса, предпринимателей и бюджета страны, «ElitExpert» обратился за комментарием к экс-заместителю министра экономики, профессору Михаилу Поживанову, возглавляющему ячейку ВО «Батькивщина» в Одессе.

ЧТО ПЛАНИРУЕТ ВЛАСТЬ

Сегодня известно, что новая налоговая реформа уже в разработке, поэтому не исключено, что вскоре мы таки увидим ее черновик. Из известной сегодня информации реформа «10-10-10» предусматривает снижение нескольких ключевых налоговых ставок до 10%: налога на прибыль предприятий и налога на доходы физических лиц, которые сейчас составляют по 18%, а также НДС, где налоговая ставка сейчас – 20%. Кроме того, предлагают упразднить единый социальный взнос в размере 22% и повысить военный сбор с 1,5% до 3%.

Что будет с экономикой Украины при утверждении такой схемы налогов? В первую очередь, снижение доходов госбюджета примерно на 30-40%. Общие потери можно оценить в сотни миллиардов гривен. И это логично, ведь речь идет о радикальном сокращении налоговой нагрузки.

В то же время предполагается повышение экологического налога и ставок НДС для фармакологических продуктов, а также на горючее с 7% до 10%, таким образом власти планируют перекрыть дефицит бюджета и выровнять баланс.

АНАЛИЗ РЕФОРМЫ И ВОПРОСЫ

Первый. Почему именно 10-10-10, а не 12-13-14 или 15-10-15? Я не нашел логического обоснования таких цифр и стал подозревать, что подобная триада возникла только ради красоты. Круглые цифры – это хорошо, однако если мотивация только у них, избавь нас, Боже, от такой реформы.

Второе. Будет ли способствовать снижению налогов детенизации экономики и улучшению условий, в которых работает бизнес? Ответить на этот вопрос не так просто, как кажется. Большой и средний бизнес будет, наверное, не против такой модели. А вот ФЛПы на едином налоге, которые сейчас платят свои 5%, вряд ли будут в восторге. Инициаторы реформы говорят, что они опросили предпринимателей, и 80% из них готовы честно уплачивать налоги, если будет применима подобная модель.

Но мы не знаем, находились ли эти 80% раньше в тени. Возможно, они честно платили налоги и планируют это делать и дальше. По логике инициаторов, если экономика выйдет из тени, при меньшей ставке налоги будут платить больше компаний, и благодаря этому будет наполняться бюджет. Но здесь требуются подробные расчеты, которых пока нет в публичном доступе.

Третье. Не раз я лично указывал на то, что снижение фискального давления будет способствовать инвестиционной привлекательности страны. Но это не единственный фактор, хотя и очень важный. Поскольку роль играют и прозрачные правила игры, дерегуляция, доверие к правоохранительным и судебным органам. То есть, самим уменьшением налогов инвестиции не привлечь. А сейчас, во время войны, и тем более.

Оптимальный уровень налогов во время войны должен быть таким, что позволит финансировать оборонные и другие критические расходы. Финансировать войну можно только через налоги, внешнюю помощь и эмиссию. Внешняя помощь Украине идет, однако мы не знаем, сколько еще будут продолжаться боевые действия.

Что касается эмиссии, это, конечно, самый плохой вариант, который может привести к гиперинфляции, но эмиссия тоже имеет место. 12 сентября стало известно, что Нацбанк провел эмиссию дополнительных 15 млрд грн, путем выкупа государственных облигаций, другими словами, печатный станок уже запущен, что не является хорошей новостью.

Четвертый. Что будет с пенсионной системой при отмене ЕСВ, который является основным источником пополнения Пенсионного фонда. Сегодня доходов от ЕСВ и так не хватает, чтобы обеспечить пенсионеров выплатами.

Кроме того, основательная пенсионная реформа у нас так и не состоялась, мы не перешли на накопительную систему, не создали развитую сеть негосударственных пенсионных фондов, которым доверяли бы вкладчики.

Расширение дефицита Пенсионного фонда и отмена ЕСВ может привести к снятию ответственности с государства за социальную поддержку будущих пенсионеров и людей, потерявших трудоспособность или ставших безработными. Полный отказ от социальных гарантий – это тот сценарий, который первым приходит в голову при рассмотрении реформы «10-10-10».

Пятый. Осознают ли авторы «десяток», что их инициативность не придется по душе нашим партнерам по ЕС. Почему? Потому что налоговые изменения в определенной степени противоречат евроинтеграционным стремлениям Украины. В частности, существует требование, чтобы базовая ставка НДС не опускалась ниже 15% и не искажала конкуренцию.

Впрочем, лоббисты новаций считают, что ограничение ЕС не является для них препятствием. Снизить размер НДС до 10% они планируют на первые три года преодолеть коррупцию. В дальнейшем ставку можно будет повысить до 15%, чтобы отвечать требованиям ЕС. Однако снижение ставок вряд ли поможет правительству в переговорах с международными партнерами о финансовой поддержке во время войны. Донорам будет сложно объяснить, почему страна, которой нужны деньги, радикально уменьшает источники доходов.

Излишне напоминать и о том, какой гигантский объем средств понадобится Украине для восстановления после войны. А еще для того, чтобы возвращать все сделанные заимствования и внешние долги. В правительстве надеются на репарации от России, но это отдельный и сложный процесс, и в худшем варианте получить выплаты от Москвы может и не получиться.

ВЫВОДЫ

Значит ли все вышесказанное, что проводить налоговую реформу не стоит? Конечно, не значит. Но оно должно быть не спонтанным, а глубоко продуманным.

Комментарии

Сообщение от

Актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыболовная, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

К началу