Европейский Союз несколько лет назад принял концепцию «зеленого» перехода, в рамках которой в странах ЕС должны прекратить продажи новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания до 2035 года.
Суть концепции "зеленого" перехода в том, что к 2050 году континент должен стать климатически нейтральным. То есть ноль, или почти ноль выбросов парниковых газов. "Зеленый" переход закладывает основы для действий в девяти сферах: климат; энергетика; промышленная стратегия для циркулярной экономики; постоянная и разумная мобильность; "зеленая" сельскохозяйственная политика; сохранение биоразнообразия; нулевое загрязнение.
Задачи во всех областях поставлены амбициозные. К примеру, к 2035 г. страны Европейского Союза должны прекратить продажи новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, а выбросы парниковых газов в транспортном секторе должны сократиться на 90%. Страны блока рассчитывают, что к 2030 году по их дорогам будут двигаться по меньшей мере 30 млн электромобилей по сравнению с нынешними 3 млн.
Сейчас линейки электромобилей почти у всех автопроизводителей, и их доля на рынке стремительно растет. Так, в мае 2024 полностью электрические модели и гибриды составили 48,9% всех новых регистраций легковых автомобилей в ЕС.
По расчетам аналитиков, к концу года или в начале следующего, в Норвегии электрокары уже могут опередить бензиновые автомобили.
Как страны ЕС поощряют граждан к переходу на электрокары
Прежде всего, чтобы популяризировать электромобили в обществе важно обеспечить зарядную инфраструктуру.
Распространенными мерами поддержки распространения электромобилей в странах ЕС являются одноразовые субсидии, налоговые льготы на приобретение таких авто, а также бесплатный доступ к определенной дорожной инфраструктуре – например, платным дорогам или зарядным станциям. Также популярный способ поощрения перехода на электромобили – отмена оплаты парковки. Такие преимущества дают во многих городах стран ЕС. Например, в Латвии , кроме бесплатной парковки, владельцы электрокаров могут ездить полосами для общественного транспорта, а также безвозмездно въезжать в курортный город Юрмала (для проезда на авто с ДВС нужно заплатить несколько евро).
Испания также освобождает владельцев электромобилей от оплаты проезда по региональным платным автомагистралям. Некоторые муниципалитеты Франции предлагают безвозмездную двухчасовую парковку для электромобилей и в Германии и Швеции. Также в Германии покупателям электрокаров предоставляют скидку в 3-4 тыс. евро, а само ТС освобождается от ряда налогов. Норвегии предлагает своим гражданам также ряд «бонусов» за эксплуатацию электрокаров: отсутствие НДС и налога на продажу и импорт; освобождение от дорожного и регистрационного сбора; безвозмездная парковка и подзарядка; использование автобусными транспортными полосами, а также скидку 50% на переправу на пароме.
В Дании водители электро-авто платят минимальный налог на транспорт и получают дотацию в размере 670 евро на парковку в год.
Также в некоторых странах Евросоюза, например, в Португалии, Испании и Франции, покупая электромобиль, можно получить государственную субсидию в размере 5-7 тыс. евро. А в Греции можно получить кэшбек 15-20% стоимости электромобилей, максимальный кэшбек составляет 5,5 тыс. – 6 тыс. евро.
В общем, способы поощрения граждан переходить на электрокары достаточно стандартны для многих стран. Однако, как показала практика, такие средства действенны.
Популяризация электрокаров в Украине
Украинский авторынок также постоянно меняется и адаптируется к новым реалиям. Так, во время топливного кризиса в 2022 году украинцы начали активнее пересаживаться на электрокары. Популярность электрических авто продолжает расти и дальше. Причин несколько – появление новых моделей электрокаров, больше подходящих для украинских условий, а также развитие инфраструктуры для электрокаров. Так, с 2018 года в Украине действует так называемое нулевое растаможка для электрических авто. Ввозя автомобиль из-за границы, не нужно платить пошлины и НДС, а только акцизный сбор – 1 евро за 1 А-час емкости аккумулятора.
С 2019 года водители электромобилей стали законодательно защищенными по доступу к зарядным станциям. То есть если водитель авто с ДВС припаркуется на специально отведенном месте для электрокаров, то ему будет грозить штраф.
Также несколько лет назад в Украине были введены зеленые номерные знаки для электромобилей, а также новые дорожные знаки: «Для электромобилей», «Кроме электромобилей» и «Станция зарядки электромобилей».
Инфраструктура зарядных станций электромобилей в Украине также развивается достаточно быстро. В больших городах есть много электрозаправок, позволяющих использовать электромобиль в пределах большого города фактически без ограничений.
Однако выезд за город или переезд между областями все еще может стать проблемой для владельцев электрокаров, ведь вдоль трассы зарядных станций в настоящее время не хватает. То же касается и маленьких городов.
Чтобы всегда быть в курсе самого важного, читайте нас в Telegram