Одесса

Мария Лета: проверять предприятия начнут по-новому

Заявленная цель таких законопроектов — уменьшение нагрузки на бизнес, но так ли это?

Наконец-то реформы добрались и до такой сферы, как проверки бизнеса. Под предлогом преодоления последствий коронавируса и с целью стимулирования деловой активности предприятий, власть имущие решили реформировать сферу проверок.
Кабмину предложены два законопроекта, которые будут закреплять правовые основы новой реформы.
Следует отметить, что данные законопроекты не касаются порядка налоговых проверок, а также валютного, бюджетного законодательства и некоторых других сфер.

Итак, первый законопроект: №5837 «Про основні засади державного нагляду (контролю)»
Диджитализация не обошла эту сферу. Так на законодательном уровне нашла свое закрепление интегрированная система, пилотный модуль которой уже существует как Инспекционный портал (https://inspections.gov.ua/). Именно в этой системе можно будет ознакомиться с планами, вопросами, рейтингами, результатами проверок, а также о примененных к предприятиям штрафных санкций. Но в этом нововведении кроется одна маленькая неудобная штука, а именно – законом больше не предусматривается обязанность органа госназдора направлять субъекту хозяйствования письменное уведомление о плановой проверке за 10 дней до такой проверки. О всех планах субъект может ознакомиться сам через данную систему. Такое нововведение не даст возможность в суде ссылаться на нарушение установленной процедуры уведомления при обжаловании результатов проверки, что для предприятий не является хорошей новостью.
Кроме того, существенными изменениями по сравнению с сегодняшними правилами, станет определение круга действий, которые будут считаться препятствиями.
Например, если вы безосновательно не допускаете проверяющих на предприятие, либо

требуете прекратить проверку (кроме оснований, определенных статьей 20 настоящего Закона),

не назначили своего уполномоченного на время проведения проверки или если его нет в момент проверки

не возвращаете второй экземпляра акта с вашей подписью, составленного по результатам проведения проверки.

В таких случаях законопроект дает право проверяющему органу обращаться в суд.

Кроме того, законопроект вводит такое понятие, как «рейтинг» предприятия. В зависимости от начисленных баллов будут определяться риски и периодичность проведения мероприятий госнадзора.
С другой стороны, орган контроля не будет иметь права требовать от субъекта хозяйствования документы, которые раньше уже предоставлялись такому органу или которые находятся в открытом доступе. Но при этом, если раньше проверяющие могли осматривать только территории и помещения, то теперь сотрудники могут осматривать и требовать доступ к машинам, механизмам, оборудованию.

Также если ранее для предприятий с высоким уровнем риска плановые проверки проводились не чаще одного раза в 2 года, то теперь не чаще одного раза в год. Если ранее срок проведения плановой проверки не мог превышать 10 дней, то теперь для предприятий с высоким уровнем риска – 15 дней.
Немаловажным является расширение перечня оснований для проведения внеплановой проверки. Среди них:

выявления в государственных информационных ресурсах (бумажных или электронных) информации, свидетельствующей о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства в соответствующей сфере государственного надзора (контроля)

решение суда. Да, теперь решение суда может быть основанием для проведения внеплановой проверки.

Еще нововведения: если в первый день проведения проверки выявлено, что по указанному в удостоверении на проведение мероприятия адресу местонахождения субъект хозяйствования отсутствует, но установлен другой адрес его местонахождения, то органу госнадзора уже не нужно даже переписывать свое удостоверение на новый адрес. Теперь достаточно просто указать это в акте проверки.

Если в текущем законе остановка производства товаров, выполнение работ или предоставление услуг возможно только по решению суда, то в новом законопроекте такое право дано уже и органу контроля, если во время проведения проверки будет выявлены нарушения, которые создают угрозу для жизни или здоровья людей или окружающей природной среды.
Однако если таких нарушений нет, то остановка работы не допускается. Т.е. проверяющий орган теперь сам может принимать такие решения, что может нести риски злоупотребления со стороны органов власти. В свою очередь, возобновление работы предприятия теперь тоже зависит от органа контроля, хотя по текущему закону достаточным основанием для возобновления работы являлось подтверждение от предприятия о том, что все нарушения были устранены. Вот такие тайные коррупционные риски.

Интересным изменением в закон является то, что предприятие может самостоятельно обратиться с заявлением к проверяющим органам для проведения аудита — то есть, проверки на добровольной основе.

Какие изменения предусмотрены законопроектом №5838?
Проектом этого Закона предлагается внести изменения в ст. 166-21 КУоАП, которые усиливают ответственность проверяющего органа за нарушение проведения проверок.
Одним из таких случаев является нарушение, которое характеризуется тем, что в результате проверки составляется акт, который по решению суда будет отменен. То есть орган надзора будет нести ответственность, если составил незаконный акт.
Кроме того, речь идет о следующих пунктах:

нарушение периодичности осуществления плановых проверок;

проведения проверок при отсутствии оснований, установленных законом и т.д. и т.п.
Отметим, что в этом случае проверяющие чиновники будут подвергаться штрафам: от 250 до 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 4250 грн до 8500 грн). Сейчас такие штрафы составляют всего от 850-1700 грн. За повторные же действия в течение года после наложения административного взыскания — штраф для чиновников вырастет уже от 8500 до 17 000 гривен вместо максимальных 2550 гривен сейчас.

Коментарии

Последние

Самые актуальные новости и аналитические материалы, эксклюзивные интервью с элитой Украины и мира, анализ политических, экономических и общественных процессов в стране и за рубежом.

Мы на карте

Контакты

01011, г. Киев, ул. Рыбальская, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

To Top