Політика

Чей Крым? Как Эрдоган строит новую Османскую империю и чего ждать Украине

Зарубежная пресса нередко иронизирует касательно того, что Эрдогану не дают покоя лавры султанов Османской империи.

Не так давно в украинских СМИ начали цитировать материал турецкой газеты Haberler, в которой говорилось, что президент Турции Реджеп Эрдоган считает «Крым турецким». Позже выяснилось, что в статье приводилась цитата российской газеты, где рассуждали на эту тему. Сам турецкий лидер никогда публично такого не говорил. Впрочем, многие эксперты уверены, что амбиции Эрдогана простираются далеко, в том числе и на северное Причерноморье.

Подробнее в этом разбирался корреспондент ElitExpert.

«Не дают покоя лавры султана»

Зарубежная пресса нередко иронизирует касательно того, что президенту Турции не дают покоя лавры султанов Османской империи. Впрочем, в каждой шутки есть доля правды. В последние годы Турции ведет достаточно агрессивную политику, пытаясь значительно расширить своё влияние. Чего только стоят слова Эрдогана о том, что Иерусалим – это турецкий город.

По мнению экспертов, Эрдоган активно продвигает идею неоосманизма — нынешние границы Турции его не устраивают. И подобные заявления, не только месседж Израилю, но и другим странам, чьи территории ранее входили в состав Османской империи. По их словам, турецкие амбиции тянутся от Эгейского моря до Каспия. На этом держится и популярность президента в стране: «Турция снова станет великой» и так далее.

Война на четыре фронта

На сегодняшний день Турция участвует в нескольких военных конфликтах.

В первую очередь, это Сирия. В районе Идлиба и других территорий Сирии, которые подконтрольны Анкаре, находятся до 50 тыс турецких военных и тысячи единиц военной техники. Войска заняли примерно пятую часть сирийской территории. Турки вооружили и взяли под свое крыло мятежные сирийские формирования общей численностью около 60 тысяч боевиков. Одновременно Турция ведет здесь активную экономическую политику. После очередного витка экономического кризиса в Сирии, вызванного пандемией, санкциями США, и девальвацией сирийской валюты, Турция перевела контролируемые ей сирийские регионы на собственную валюту, которую теперь выдают местные банки вместо сирийский фунтов. В городах открываются турецкие торговые центры, в школах наряду с арабским вводится турецкий язык. Турция активно строит там дороги, соединяющие эти регионы с ее территорией. То есть, турки явно не намерены покидать данный регион.

Второе направление — Северный Ирак. Здесь турецкие войска проводят операции против сил РПК (Курдской рабочей партии), которая ведет с территории Ирака операции против турецкой армии и борется в том числе за автономию или независимость турецких курдов. При этом, турецкие операции в Ираке и Сирии постепенно сливаются в одну большую войну, как против РПК, так и против режима Асада. Турция направляет антиасадовских подконтрольных ей боевиков и в Северный Ирак, и против сирийских курдов, и против режима Асада и сражается вместе с ними. В конце февраля – начале марта турецкие войска разгромили силы Асада в Идлибе, уничтожив с помощью беспилотников десятки единиц техники противника. Лишь соглашение о прекращении огня в Идлибе, заключенное 5 марта с РФ спасло сирийские войска от разгрома.

Далее – Ливия. Здесь Турция выступает на стороне международно-признанного триполитанского Правительства национального единства против Ливийской национальной армии (ЛНА) полевого командира Халифы Хафтара, укрепившегося в центре и на Востоке страны. В апреле-мае силы ПНС при поддержке турецких бойцов, боевых беспилотников разгромили силы Хафтара под Триполи. Основной интерес Анкары в этом регионе – нефть. 

Наконец, Нагорный Карабах. Официально Турция не вводила свои силы в этот регион, но поддерживает Азербайджан. Турция фактически заново сформировали азербайджанскую армию, провели ее реструктуризацию, вложили много сил в подготовку младшего, среднего и офицерского состава, передали некоторые образцы современного оружия. Анкара на всех международных площадках отстаивала интересы Баку. Другое дело, что Эрдоган, особенно в последнее время, стал рьяно подталкивать Алиева к развязыванию конфликта.

На фоне этого тлеют экономические конфликты. в сфере влияния Турции оказались огромные морские газовые месторождения, которые Греция, Кипр и Египет считают своими и разработкой которых хотели бы заняться французские компании. Руководство Турции использует понятие “Голубая Родина” для Восточного Средиземноморья, которое находит отклик у части избирателей.

А что Украина?

Северное Причерноморье и Крым ранее входили в состав Османской империи, пока входе русско-турецких войн эти территории не перешли под контроль Российской империи. Если ознакомиться с комментариями турецких пользователей в соцсетях, то довольно часто можно встретить тезис о том, что данные земли принадлежат Турции.

Впрочем, если у Эрдогана действительно есть планы касательно украинских земель, то они далеки до исполнения. По мнению экспертов, возможности у Эрдогана каким-то образом занять данные территории нет. На данный момент президент пытается лавировать между Украиной и Россией, отстаивая собственные интересы в регионе. Официально Эрдоган постоянно повторяет, что Турция не признает аннексию Крыма, но тем не менее, находится в союзе с Россией, не вводя в отношении РФ серьезных санкций. Кроме того, воевать с Путиным у Эрдогана намерений явно нет – это показали и события в Сирии. А иначе заполучить Крым вариантов нет.

К тому же, как показала практика, Турция предпочитает вмешиваться в конфликты, а не создавать их с нуля. Поэтому единственное, что может подтолкнуть президента Турции к активным действиям, это кризис в Украине, если говорить о Северном Причерноморье, и в России, в случае Крыма.

Коментарии

Последние

Найактуальніші новини та аналітичні матеріали, ексклюзивні інтерв'ю з елітою України та світу, аналіз політичних, економічних та суспільних процесів в країні та за кордоном.

Ми на мапі

Контакти

01011, м. Київ, вул. Рибальська, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

To Top