Експертний клуб

Задержание Протасевича или жёсткая посадка для Беларуси. Законность происходящего

Разбираем ситуацию с известным юристом.

Инцидент с принудительной посадкой гражданского лайнера компании «Ryanair» в аэропорту Минска стал темой №1 в мире. Агентство «ElitExpert» решило оставить в стороне политическую составляющую ситуации и взглянуть на инцидент сугубо с юридической точки зрения, обратившись к известному юристу, управляющему адвокатским бюро «Шавров и партнеры» Игорю Шаврову.

«Имеющаяся информация содержит много фактов. которые можно анализировать с правовой точки зрения, — отметил он. — Во-первых, что говорят документы о таких случаях, во-вторых, законно ли поднимать боевую авиацию для перехвата гражданского лайнера? Попробуем разобраться».

Существуют два документа, которые регулируют данную тему. Это Чикагская конвенция 1947 года, к которой Беларусь присоединилась в 1992 году и Монреальская конвенция ООН от 1971 года, которая решает вопросы безопасности полетов. Согласно Чикагской конвенции, каждое государство имеет полный суверенитет над своим воздушным пространством. Однако этот суверенитет не дает странам права ограничивать полеты гражданской авиации так, как им заблагорассудится.

Согласно статье 3-bis Чикагской конвенции, власти любой страны могут потребовать посадки гражданского воздушного судна на любой свой аэродром, но при этом у властей должны быть на то веские основания. Например, если самолет попал в воздушное пространство страны без разрешения либо есть обоснованные подозрения, что лайнер выполняет функции, противоречащие гражданскому статусу: перевозит военные грузы, ведет шпионскую съемку чужой территории либо пытается пролететь над зоной, которая официально запрещена для полетов.

Очевидно, ни одна из этих причин не подходит для принудительной посадки в Минске гражданского лайнера, направлявшегося в Вильнюс строго по заранее согласованному плану полета. Однако до сих пор не ясно, как именно командир самолета Ryanair принял решение о посадке в Минске и оказывалось ли на него давление. Руководство авиакомпании заявило, что самолет был «похищен». Но Минск утверждает, что пилот принял решение самостоятельно — после того, как диспетчеры аэропорта сообщили ему о поступившей им угрозе взорвать самолет.

В последнем случае неясно, почему командир выбрал именно Минск. В тот момент, когда он начал разворот в направлении этого аэропорта, самолет находился значительно ближе к Вильнюсу, то есть аэропорту назначения рейса.

«Таким образом, для того чтобы уточнить вину той или другой стороны, необходимо выяснить, самостоятельно или под давлением командир воздушного судна принял решение о посадке самолета в Минске», — подчеркивает юрист.

«И тут возникает второй вопрос: а законно ли вообще поднимать в воздух военные истребители? Это зависит от того, сопровождал ли истребитель самолет или все-таки пытался его перехватить. Разница огромна — при перехвате судна истребитель показывает крыльями или сигнальными огнями, что нужно делать экипажу лайнера, который перехватывают. Если же истребитель просто сопровождает судно, то он летит рядом и ничего не делает. В таком случае, это может быть абсолютно законно», — отметил Игорь Шавров.

Власти стран могут делать перехват гражданских лайнеров только «в самом крайнем случае», когда все другие способы устранить нарушения исчерпаны. При этом она должна сообщить об этом публично.

Какие же юридические последствия, не беря в расчет политические, несет данный инцидент? По Чикагской конвенции, Международная организация гражданской авиации может наложить санкции на власти Беларуси или принять любое другое решение в своей компетенции.

В случае, если какие-либо страны (Ирландия — как «родина» авиакомпании судна; Литва или Греция — как государства, между которыми выполнялся рейс) сочтут, что действия Минска нарушили безопасность полетов, дело может быть рассмотрено в рамках Монреальской конвенции «О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации».

Конвенция считает однозначным преступлением, в том числе, «предоставление заведомо ложной информации», нарушившей безопасность полетов. Минск должен будет не только найти того, кто предоставил ложную информацию о минировании, но и оперативно сообщить обо всех подробностях расследования заинтересованным странам. Если эти страны не удовлетворят сообщения из Минска, они могут обратиться в международный суд. Однако Минск не обязан подчиняться решениям этого суда, так как Беларусь в свое время подписала Монреальскую конвенцию с оговоркой, что она не признает этот суд.

Что касается ситуации с арестом Романа Протасевича, то здесь можно сказать только — на территории Республики Беларусь не действует Европейская конвенция по правам человека», — заключил Игорь Шавров.

Еще больше информации и полезных юридических видео на все случаи жизни — на YouTube-канале The Zakon.

Коментарии

Последние

Найактуальніші новини та аналітичні матеріали, ексклюзивні інтерв'ю з елітою України та світу, аналіз політичних, економічних та суспільних процесів в країні та за кордоном.

Ми на мапі

Контакти

01011, м. Київ, вул. Рибальська, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

To Top