В 2019 году винодельческие предприятия Украины заплатили в государственный бюджет 1,507 млрд грн акцизных сборов, 300 млн грн НДС, 700 млн грн налогов с розничной торговли.
Виноградарство и виноделие — сфера, в которой задействовано на данный момент около 200 тыс. человек. Она также обеспечивает занятость отраслям, которые ее обслуживают: логистика, розница, HoReCa, консалтинг. С винодельческой отраслью также неразрывно связаны стекольное, бумажное и картонное производства — упаковка, этикетка, производство комплектующих — мюзле, пробки и т. д.
Тем не менее, емкая и перспективная украинская виноградарско-винодельческая отрасль, при общем росте продаж в категории «вино», стагнирует. Так, в период с 2014 по 2018 год, согласно данным Госкомстата, общая площадь виноградников в Украине сократилась на 6 тысяч гектаров (с 49 до 43 тыс. га).
Почему это происходит? Причина, в первую очередь, в том, что, несмотря на усилия украинских виноделов, бренд «украинское вино» пока еще не сформировался. При прочих равных условиях, потребитель, порой, выбирает недорогие импортные позиции, отдавая им предпочтение перед украинскими в том же ценовом сегменте. Соответственно, продажи украинских вин не растут.
Такие процессы не лучшим образом влияют на отрасль: выкорчёвываются виноградники, сокращаются рабочие места, уменьшаются отчисления в государственный бюджет. Если не изменить эту ситуацию, украинскому виноградарству и виноделию будет трудно выжить. Уже сейчас большинство винодельческих предприятий в Украине убыточны и нуждаются в государственной поддержке: сегодня, как никогда, необходима программа развития отрасли на ближайшие 5−10 лет.
Критичность ситуации в отрасли подчеркивает и анализ ценообразования: порядка 90% тихого вина, которое произведено в Украине, продается по цене меньше 100 грн за бутылку. Это та цена, в рамках которой малый и средний винодельческие бизнесы просто не смогут получить возможность инвестировать в развитие и продвижение, получить прибыль и произвести качественное вино, уплатив налоги и счета поставщиков, дистрибьюторов и сетей.
Итак, ситуация в отрасли непростая. Для производства качественного вина (а такой потенциал у нас есть) нужны инвестиции и капитал, который сами виноделы, к сожалению, не могут сформировать на таком низкомаржинальном продукте. Мы, как производители, не ждем инвестиций, и понимаем, что спасать необходимо в первую очередь крупные предприятия, от которых зависит порой благосостояние целых регионов. Также мы понимаем, что ожидать монетарной помощи от государства — необоснованно. Следовательно, мы видим возможным быстро внедрить несколько простых и эффективных действий, описанных ниже.
Действие № 1: отмена акциза на тихие и игристые украинские вина. Это позволит приблизить Украину к нормам и стандартам, по которым ЕС регулирует свои винодельческие рынки, а также сделает украинский продукт более доступным для отечественного потребителя.
Действие № 2: воссоздание специального фонда, в который будут осуществляться отчисления от розничной продажи вин, как это ранее было с 1,5% сбором. На данный момент фактически происходит уплата двух акцизов: акцизного налога, подтвержденного акцизной маркой, и налога на розницу. Вместо того, чтобы полностью отправлять эти отчисления в местные бюджеты, как это происходит сейчас, их следовало бы разделить: половину оставить в местных бюджетах, половину — отправлять в спецфонд, который будет финансировать системное развитие отрасли: участие виноделов в экспортных выставках, посадку новых виноградников, покупку средств для их обработки и украинской техники, финансирование учебных программ. Из этого же бюджета можно финансировать развитие и поддержку бренда «Украинское вино», развитие которого нацелено на создание положительного имиджа украинского вина на внутреннем рынке.
Действие № 3: помощь в выходе на международные рынки. Как этому может поспособствовать государство? В первую очередь, благодаря созданию зон свободной торговли. Приведу пример: Украина пока не реализовала Договор о зоне свободной торговли с Турцией. При том, что украинские граждане даже сейчас, в период карантина, активно посещают Турцию, часто как туристы, и тратят деньги в этой стране, мы пока не имеем возможности пользоваться преференциями, которые дает зона свободной торговли. Для сравнения, соседняя Молдова успешно реализовала такой договор и, при значительно меньшем туристическом потоке, уже получила возможность экспортировать свои вина на турецкий рынок с нулевой пошлиной.
С 2014 по 2018 год общая площадь виноградников в Украине сократилась на 6 тысяч гектаров
Тем временем, на украинских дипломатических приемах пьют, как правило, не украинское вино. Эту практику необходимо менять, ведь есть достойный украинский продукт, и именно его необходимо всеми способами поддерживать, представляя его потенциальным импортерам и потребителям в других странах.
Эти несложные «упражнения в три действия» позволят бизнесу продержаться в период создание долгосрочной стратегии развития отрасли, не являются конфликтами для всех участников рынка — от производителей до конечных точек продаж, импортеров и дистрибьюторов, а также показывают волю государства в вопросе создания инвестиционно привлекательного климата в этом секторе экономики.
Анна Горкун, Новое время