Економіка

Олег Муратов: у нашей команды много амбициозных планов

В конце прошлого года новоназначенный глава Одесской облгосадминистрации Сергей Гриневецкий сформировал свою команду. Одним из его заместителей стал Олег Муратов, чиновник с огромным опытом – стоит лишь сказать, что он свыше десяти лет занимал высокие должности в ОГА, а потом более четырех лет возглавлял Южный офис Госаудитслужбы. В интервью агентству ElitExpert Олег Муратов рассказал, чего смогла добиться новая команда губернатора за этот срок и какие проблемы и вызовы стоят перед Одесской областью сейчас.

— Мы встречались с вами сразу после вашего назначения заместителем главы ОГА. Тогда вы делились с нами планами о первых шагах на новой должности. Сейчас, спустя 7 месяцев, что удалось сделать, чем можете похвастаться?

— Конечно, в первую очередь оценку должны давать жители нашего региона. Впрочем, считаю, что усилиями всей нашей команды, под руководством Сергея Рафаиловича Гриневецкого, удалось навести элементарный порядок в области. Ведь порядок начинается с уборки территорий, с безопасности на дорогах, с чистоты на обочинах, с паспортизации, с приведения в нормальный вид мусорных свалок и так далее. Кроме того, нам удалось выстроить рабочие отношения с областным советом, что очень важно.

Как вам, кстати, работается с Сергеем Рафаиловичем Гриневецким?

— Могу сказать, что очень комфортно. Мы единомышленники.   Я игрок в его команде и откровенно говоря, продолжаю у него учиться. Мне и раньше поступали предложения работать в ОГА, но увидел свое место я только в этой команде. Тем более, что нам еще очень много предстоит сделать. Я не хочу голословно критиковать предшественников, но акты ревизий коммунальных предприятий говорят о результатах их работы сами за себя…

 — Мы знаем, что вы курируете очень важную сферу — восстановление системы орошения земель Одесской области. По оценке специалистов, в случае успеха это даст мощной рывок экономике региона. На каком этапе данный проект и почему это так важно для Одесщины?

— Да, это приоритет в нашей деятельности. На восстановление орошения, и в первую очередь на юге нашего региона, сегодня имеется сумасшедший запрос — и от фермеров, и от обычных потребителей, потому что в мире на сегодняшний день объективно существует большой дефицит продуктов питания.  Сейчас мы видим глобальное изменение климата, мы видим, как например в Киеве за июль несколько раз был побит абсолютный температурный рекорд… Поэтому без орошения мы не можем гарантировать стабильное производство продуктов питания. Это — вопрос национальной безопасности. Та засуха, что была в 2020 году, подтолкнула нас, поэтому на сегодняшний день мы выбрали 12 проектов по реконструкции и восстановлению систем орошения на территории Одесской области. В советское время орошалось около 230 тысяч гектаров, сегодня же — порядка 40-45 тысяч га. В этом году — около 55 тысяч и мы поставили себе амбициозную задачу: за два года эту цифру удвоить.

Замечу, что и Президент Украины назвал восстановление систем орошения в стране одним из национальных приоритетов. Простой пример — средняя урожайность на орошаемых землях практически в два раза больше, чем на землях, которые не имеют такой возможности.

— Одесский регион традиционно не «пасет задних» в сфере развития инфраструктуры. О чем можно рассказать, оглянувшись на первые полгода 2021-го?

— Сейчас мы сейчас глобально занимается проектом «Велике будівництво». Это и ремонт дорог, и большое количество объектов социальной инфраструктуры. Позиция правительства и наша позиция – чтобы в следующем году в этом проекте были не только школы, садики, спортивные комплексы, но и объекты, которые будут приносить прибыль. Именно поэтому мы активно занимаемся доработкой проектной документации по аэропорту «Измаил». Мы видим его новым региональным хабом.

Также мы сегодня хотим восстановить цепочку морской логистики, сделать в Маяках и Шабо причал. Чтобы турист, приехавший в Одессу, имел возможность морским путём прибыть, например, в Центр культуры вина «Шабо», а дальше – в Белгород-Днестровскую крепость. Летом по этому направлению достаточно загруженный трафик, особенно по выходным. По этой же причине мы вместе со Службой автомобильных дорог будем строить автомобильную дорогу в обход молдавской территории: это вопрос как национальной безопасности, так и инвестиционной привлекательности.

Аналогичная история и по вопросу строительства высоковольтной линии электропередач «Новоодесская – Арциз». которая сделает нашу область безопасной с точки зрения энергетической ситуации. Тем более, что без стопроцентной энергетической безопасности ни один уважаемый инвестор серьезных проектов у нас реализовывать не будет.

Кроме того, мы готовим целый ряд глобальных экологических вопросов. Например, разрабатываем новую экологическую программу региона на 2022-2026 года. Активно начали заниматься восстановлением лесов, приняли программу «Леса Одесщины». К сожалению, за последние пять лет у нас высаживалось от 20 до 50 гектаров лесов, а естественная убыль была гораздо больше. Поэтому мы хотим эту цифру увеличить в разы.

— А как обстоят дела в регионе с зарплатами?

— Увеличение среднего уровня заработной платы по региону – это одна из наших главных задач. Уже по итогам мая мы видим небольшие улучшения. Сейчас средняя заработная плата в Одесской области составляет практически 12 тысяч гривен, а это на 370 гривен больше, чем в апреле. А по Украине в целом – 13500, но за май она, наоборот, чуть-чуть снизилась, на 45 гривен.

Сейчас у нас есть позитивное движение по зарплатам всех отраслей, которые у нас были в отстающих.  В торговле например — плюс 600 гривен, в строительстве — плюс 850 гривен, в сфере общественного питания и отельного бизнеса — плюс 1500 гривен. Немного начали подтягивать и зарплаты по сельскому хозяйству.

Кабинет министров Украины ведет мониторинг социально-экономического развития регионов, где учитываются 38 различных показателей. Как мы выглядим на фоне всей страны?

— Выглядим неплохо.  За первый квартал 2021 года, когда наша команда начала работать, нам удалось улучшить 20 показателей, и только по восьми мы имеем снижение.

— А в каких отраслях произошли улучшения?

— Например, по показателям социальной сферы. В частности, намного улучшился доступ населения к административным услугам, вырос уровень инвентаризации земель региона государственной и коммунальной формы собственности.  Очень существенно, с 15-го на четвёртое место, удалось подняться по такому показателю, как уровень использования денег дорожного фонда, предусмотренных для строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог. Это значит, что мы заранее просчитали ситуацию, вовремя провели все тендерные процедуры вместе со Службой автомобильных дорог и запустили процесс. Еще — есть даже такой важный, но достаточно малопонятный обычному человеку показатель, как «среднее количество участников открытых торгов в тендерных процедурах». Здесь мы были на 21 первом месте, а поднялись в первую пятерку, стали четвертыми по стране. Почему этот показатель важен? Он непосредственно влияет на эффективность использования государственных средств. Чем больше участников тендера, тем больше вероятность, что понизится цена. Поэтому люди идут к нам, участвуют в тендерах, так как видят, что нет «договорняков», в которых тендер заранее расписывается на двоих участников, и что они реально могут выиграть.

Вам приходится работать в условиях продолжающейся пандемии…

— Поэтому для нас сейчас ключевая задача —  максимальная вакцинация населения. За последние выходные в Одессе вакцинированы за сутки около 7 тысяч человек. Мы, правда, считаем, что по области должны вакцинироваться в сутки не меньше чем 10 тысяч, но справедливости ради, мы начинали с цифры не в 7 тысяч, а в семьсот и даже того меньше.

— Сегодня в Одесской области образована 91 объединенная территориальная громада – это самое большое число громад по регионам Украины. Причем во многих из них в прошлом году были первые выборы. Есть ли сложности в этом вопросе?

— Некоторые руководители выиграли выборы, а что делать дальше – не знают: мол, как-то оно будет. То есть мы видим нехватку квалифицированных управленцев на местах. А их нужно элементарно сначала научить, а только потом с них спрашивать. В общем, мы каждый день с ними на связи.

И приходится разговаривать иногда и в жестком режиме. Многие привыкли, что  хорошим руководителем считается тот, кто написал 10 писем Президенту, Премьеру, Губернатору, чтобы на их нужды отреагировали «сверху» и что-то сделали.  Но теперь, в условиях децентрализации, финансовая составляющая и ресурсы спущены на места, отчисления идут в местные органы власти. У некоторых громад сейчас бюджет сопоставим с областным бюджетом развития… Поэтому самое сложное — поменять их мировоззрение.

— Как известно, морская отрасль – одна из важнейших для региона. Что делается в этом направлении и удалось ли решить вопрос с задолженностями по зарплатам в портах региона? 

— Ситуация сложная. Дело в том, что заработная плата привязана к доходам. Если предприятие успешно работает, то есть за счёт чего платить зарплату. Если работы нет или её мало – то отсюда все проблемы. А за первое полугодие этого года в портах региона обработано лишь 47 млн тонн грузов – это на 10 миллионов меньше, чем в прошлом году.  Мы думаем, что поток зерновых грузов эту ситуацию в значительной мере изменит, но пока имеем, что имеем. Все порты Одесской области показали минусовые результаты, только Измаильский порт вышел в небольшой плюс. Если брать, к примеру, порт Южный, самый крупный порт в Украине, то он за первое полугодие 2021-го перевалил почти 25 млн —  больше половины от всего объема перевалки по портам Одесской области – но и тут мы видим серьёзные уменьшения, где-то на 6 млн. тонн.

С другой стороны, есть позитив в том, что в руководство Мининфраструктуры пришли профессионалы. Мы друг друга слышим, понимаем, и это уже уже хорошо.  Ну а в общем, думаю, ситуацию нам удастся переломить.

Кроме того, планируется, что скоро будут приватизированы небольшие порты региона –  Белгород-Днестровский, Усть-Дунайский. Мы, как областная администрация, вошли в состав комиссии, определяющей условия приватизации, и прописали ключевые условия для будущих собственников. Это в первую очередь погашения всех долгов по зарплате перед работниками, запрет на сокращение штата, на перепрофилирование и т.д.

— В заключение хочется спросить вот о чем. Знаем вас уже давно, и какую бы должность вы не занимали, у вас всегда был конкретный план действий. Какие глобальные цели Вы ставите на этом посту?

— Ответ простой. Мы — команда Сергея Рафаиловича, хотим сделать так, чтобы Одесская область снова стала лучшим регионом страны, регионом, куда хочется приезжать и жить здесь. У нас ведь очень благоприятные условия как для жизни, так и для бизнеса, есть все необходимые природные и географические условия. Также очень важно сохранить человеческий потенциал. Сейчас мы столкнулись с проблемой нехватки детских садов и школ, но при этом наблюдаем переизбыток высших учебных заведений. И мы сейчас очень активно работаем над тем, чтобы, например, наши профессионально-технические училища поменьше, наверное, выпускали секретарей-машинисток и маникюрщиц (хотя не спорю, что и эти профессии необходимы), а больше – специалистов для реального сектора экономики. Потому что у нас явная нехватка рабочих рук – и в строительстве, и в промышленности, и во многих других сферах.

В целом же, отвечая на ваш вопрос, скажу так — хотим сделать наш регион настолько комфортным, чтобы люди, который впервые едут в Украину, хотели начать знакомство со страной именно с Одесской области.  

Беседовала Елена Овчинникова

Коментарии

Последние

Найактуальніші новини та аналітичні матеріали, ексклюзивні інтерв'ю з елітою України та світу, аналіз політичних, економічних та суспільних процесів в країні та за кордоном.

Ми на мапі

Контакти

01011, м. Київ, вул. Рибальська, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

To Top