Економіка

Меньше на образование, больше Офису президента: что представляет собой новый бюджет на 2021 год

У парламента будет две пленарные недели до конца года, чтобы рассмотреть и принять главную смету страны

В Верховной Раде зарегистрирован проект закона «О государственном бюджете Украины на 2021 год», который будет рассмотрен во втором чтении. У парламента будет две пленарные недели до конца года, чтобы рассмотреть и принять главную смету страны.

Что прописано в бюджете за 2021 год, разбирался ElitExpert.

Главные статьи

В первом чтении госбюджет на 2021-й год Верховная Рада приняла 5 ноября. Как и ожидалось, в документ будут внесены многочисленные поправки до его последующего рассмотрения во втором чтении. Свои корректировки также внесли и специалисты МВФ, которых не устроил предлагаемый бюджет. В частности, из-за этого Международный валютный фонд притормозил выдачу кредитов Украине.

Доходы госбюджета на следующий год предусмотрены на уровне 1 триллиона 92 миллиардов гривен. Сумма расходов планируется значительно выше доходов и составит 1 триллион 328 миллиардов гривен. Дефицит заложен на уровне 236 миллиардов гривен, что составляет 5,5% ВВП – в первом проекте этот показатель равнялся 6%. Всего лишь за неделю в Кабмине нашли возможность сократить дефицит более чем на 34 миллиарда гривен. Впрочем, снизить ВВП было одним из главных требований МВФ в бюджете.

ВВП закладывают на уровне 4,5 триллиона гривен. Госдолг в соотношении к ВВП составит 64,6%. Планируется, что среднемесячная зарплата составит 13,6 тысячи гривен, а потребительская инфляция достигнет 7,3%. Среднегодовой курс закладывают на уровне 29,1 гривны за доллар.

По сравнению с бюджетом на 2020 год, планируется незначительное увеличение расходов на безопасность и оборону, образование, медицину, в частности, около 19,5 миллиардов планируют потратить на борьбу с коронавирусом, из них расходы на вакцинацию составят до 2,6 миллиарда гривен. Однако, сравнительно с первым проектом, который приняли в первом чтении, Минобразование недополучит 4 млрд грн. При этом в законопроекте сохранилось повышение расходов на Офис президента на 30%.

На социальную защиту населения потратят 324 миллиарда гривен, что на 7,5 миллиарда гривен больше по сравнению с расходами в текущем году.

На развитие дорожной инфраструктуры предусмотрено 150 миллиардов гривен, что также на 20,7 миллиарда больше, чем в 2020 году. Для поддержки малого и среднего бизнеса в бюджете закладывают 120 миллиардов гривен. Трижды планируется поднимать минимальную заработную плату — по состоянию на 1 июля 2021 она должна составлять 6,5 тысяч гривен. Соответственно вырастут прожиточный минимум (в декабре 2021-го — до 2393 гривен) и минимальная пенсия (в декабре 2021-го — до 1934 гривен).

Но, опять же, если в госбюджете-2021 в первом чтении предлагалось выделить финансирование Пенсионному фонду в размере 203,819 млрд, то уже ко второму чтению данное финансирование предлагается сократить на 8,5 млрд гривен до 195,319 млрд гривен.

Как увеличат бюджетные поступления?

В первую очередь, за счет увеличения налогообложения: в частности, от налога на прибыль предприятий дополнительно должно поступить 1 миллиард гривен, а от ввозной пошлины еще 240 миллиардов.

Кроме того, государственные предприятия должны будут отчислять в бюджет не 30%, а 90% своей чистой прибыли. Ко второму чтению в спецфонд должны быть зачислены поступления от легализованных в этом году азартных игр и распределены на реализацию мероприятий в сфере спорта, культуры, медицины, образования и науки по соответствующим бюджетным программам.

Еще один источник доходов: правительство планирует получить от приватизации 6 млрд грн.

Миссия невыполнима

Создается впечатление, что бюджет был разработан, не воспринимая до конца угрозы короназкризиса. Так, прогнозируется слишком оптимистичный прогноз по росту экономики, в то время как уже в этом году наблюдается уменьшение капитальных инвестиций, отток прямых иностранных инвестиций и фактическое уменьшение кредитования. Уровень прогнозируемой инфляции также выглядит не слишком реалистично.

Ко всему прочему, проект бюджета-2021 уже учел прибыли, касающиеся налоговых изменений, но еще не проголосованные ВР: повышение акцизов, рентной платы, экологического налога.

Сомнения вызывают и планы по приватизации, поскольку, как показывает многолетний опыт, это очень ненадежная статья доходов.

А примут ли вообще?

В соответствии с нормами бюджетного кодекса, парламент должен до 1 декабря принять госбюджет. Как мы видим, сроки поджимают и неизвестно, смогут ли в парламенте ознакомиться со всеми правками. С учетом того, что Украина также страдает кризиса, к разбору документа необходимо подойти более тщательно.

С другой стороны, а как же быть, если законопроект не примут? Государство в таком случае сможет тратить на расходы не более 78% от объема расходов 2020 года. Не произойдет запланированного повышения минимальной заработной платы, финансирования расходов бюджета в каждом месяце не сможет превышать 1/12 объема расходов нынешнего госбюджета, нельзя будет финансировать значительную часть капитальных расходов; занимать средства можно будет только для того, чтобы погашать существующий госдолг.

И, что не менее важно, в случае несвоевременного принятия бюджета-2021, средства на вакцинацию выделять нельзя, потому что в этом году такой статьи в бюджете не было. 

Коментарии

Последние

Найактуальніші новини та аналітичні матеріали, ексклюзивні інтерв'ю з елітою України та світу, аналіз політичних, економічних та суспільних процесів в країні та за кордоном.

Ми на мапі

Контакти

01011, м. Київ, вул. Рибальська, 2

Телефон: +38-093-928-22-37

Copyright © 2020. ELITEXPERT GROUP

To Top